Сибирские огни, 1958, № 2
Те вон исчезают, но опять Возникают и роятся вроде, А .ближайшие на развороте Дико скосоглазятся — и вспять! Тут, собственно, тракторы не изобра жены, только и описано, как в ночной тьме светят их фары. Но нам видится целая картина. Это как в графике: на черном фоне несколько белых пятен, линий — и перед нами ясный, волную щий рисунок. Мы видим перспективу картины, масштабность ее: далеко-дале ко где-то огни тракторов видны такими маленькими, как светляки, что, кажется, будто они «роятся», а вблизи мы словно даже слышим гудение могучей машины, которая, на развороте поводя пучками лучей, вдруг на мгновение ослепит нас, будто действительно «дико скосоглазит- ся». Эти энергичные глагол и эпитет дают движение всей картине. Но глав ное — опять рождается ощущение небы валой мощи происходящего: Налетела добрая стихия. И стихия эта — Человек. Глубокий смысл заключен в стихотво рении «Шумы». Извечная «музыка сте пей» нарушена новым звучанием. Это даже не то звучание, которое несли в неосвоенные пространства древние рус ские землепроходцы или дореволюцион ные переселенцы. Не ржаньем коней да скрипом плуга, да стуком топора будят люди степь, а скрежетом гусениц, шур- шаньем резины, музыкой Шопена, доно- носящейся по радио из Москвы. Я стою среди глухих долин. Маленький и все же исполин, — с гордостью говорит поэт. Не только в названных выше стихо творениях, но и в «Кокчетаве», «Четы рех палатках», «На глубинке» И. Сель- винский раскрывает некоторые черты советских покорителей целины, дела ко торых грандиозны, а мечты безгранич ны. Он утверждает историческую значи тельность их подвига, наличие условий для этого подвига, созданных всем стро ем советской жизни. Я говорю о лучших стихотворениях цикла «Большая весна» и оговариваюсь, что в этом цикле есть стихи, которые можно было писать, вообще не выезжая на целину: «Табунщица», «Зной», «Де вушка развешивает белье», «Мелкий случай, или мастер Е. Ф. Бережных плюс Даша». Разговор идет именно о лучших сти хах цикла. Их сила — в поэтических обобщениях, в празднично-романтиче ской приподнятости изображаемого. Но в этом — и ограниченность их. И. Сель- винский уловил торжественную взвол нованность тракториста Громака, но не сумел уловить напряженного трудового вдохновения тракториста Миши, героя' стихотворения «Семейные трактора». С добродушной улыбкой поэт расска зывает, как Надя-прицепщица трудится в поте лица, очищая лемеха от грязи, Михайлр же в каёине. Как в кабинете зав. Стихотворение веселое, так же как и другая юмореска «Голодид и Конур- баев», тоже посвященная трактористу и прицепщику. Да, покорение целины — это истори ческое торжество советского народа; да, атмосфера веселого оптимизма свойст венна молодым коллективам целинников. Но это еще не вся целина. Михайло мог себя чувствовать завом в кабинете пер вые два-три часа работы, но ему-то при ходилось по двадцать часов не вылезать из кабины, в пыли и грохоте «высветляя линии тугие». Поэт не вник в психоло гию того труда, который удостоился имени — подвиг! Но истоки большой темы богаты, они уже начали сливаться, дополняя друг ДРУга. Жизнь, людей, романтиков, мечтателей Изучив с начала до конца, Я по праву завожу о читателем Разговор от первого лица, — говорит молодой новосибирской поэт Л. Чикин, бывший партийный работник одного из целинных районов Новосибир ской области. Если утверждение, что жизнь изучена «с начала до конца», является полемиче ским преувеличением да, пожалуй, и данью поэтической риторике, то вывод совершенно справедлив: поэт действи тельно имеет право говорить от имени целинников. Май 1954 года, года первой посевной на целине, и поэта заметал снегом, жег по утрам морозом, хлестал дождями. Л. Чикин говорит про степь: Сурово, гневно нао она встречала. Под небом хмурым травами звенела. Она сопротивлялась нам сначала И добровольно сдаться не хотела. А мы не отступили перед нею, Мы знали: не легки пути к победе. Но если есть работа потруднее, Скажите — где? И мы туда поедем. В стихах Л. Чикина, посвященных целине, есть некоторая суровость, — я бы сказал, строгость мысли и чувства. И в этом — тоже правда жизни. Испы тания, выпавшие на долю первых целин ников, закалили их тела и души, отло жили отпечаток на их характеры. В ли рическом стихотворении «Идут дожди» герой тоскует о любимой. В грустные, ласковые слова вдруг врывается вскрик досады: Мне за работой некогда грустить. Сегодня в окна дождь стучит устало. Герой словно оправдывается сам пе ред собой за минутную слабость, он вдвойне досадует на то, что «уже четвер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2