Сибирские огни, 1958, № 2

Те вон исчезают, но опять Возникают и роятся вроде, А .ближайшие на развороте Дико скосоглазятся — и вспять! Тут, собственно, тракторы не изобра­ жены, только и описано, как в ночной тьме светят их фары. Но нам видится целая картина. Это как в графике: на черном фоне несколько белых пятен, линий — и перед нами ясный, волную­ щий рисунок. Мы видим перспективу картины, масштабность ее: далеко-дале­ ко где-то огни тракторов видны такими маленькими, как светляки, что, кажется, будто они «роятся», а вблизи мы словно даже слышим гудение могучей машины, которая, на развороте поводя пучками лучей, вдруг на мгновение ослепит нас, будто действительно «дико скосоглазит- ся». Эти энергичные глагол и эпитет дают движение всей картине. Но глав­ ное — опять рождается ощущение небы­ валой мощи происходящего: Налетела добрая стихия. И стихия эта — Человек. Глубокий смысл заключен в стихотво­ рении «Шумы». Извечная «музыка сте­ пей» нарушена новым звучанием. Это даже не то звучание, которое несли в неосвоенные пространства древние рус­ ские землепроходцы или дореволюцион­ ные переселенцы. Не ржаньем коней да скрипом плуга, да стуком топора будят люди степь, а скрежетом гусениц, шур- шаньем резины, музыкой Шопена, доно- носящейся по радио из Москвы. Я стою среди глухих долин. Маленький и все же исполин, — с гордостью говорит поэт. Не только в названных выше стихо­ творениях, но и в «Кокчетаве», «Четы­ рех палатках», «На глубинке» И. Сель- винский раскрывает некоторые черты советских покорителей целины, дела ко­ торых грандиозны, а мечты безгранич­ ны. Он утверждает историческую значи­ тельность их подвига, наличие условий для этого подвига, созданных всем стро­ ем советской жизни. Я говорю о лучших стихотворениях цикла «Большая весна» и оговариваюсь, что в этом цикле есть стихи, которые можно было писать, вообще не выезжая на целину: «Табунщица», «Зной», «Де­ вушка развешивает белье», «Мелкий случай, или мастер Е. Ф. Бережных плюс Даша». Разговор идет именно о лучших сти­ хах цикла. Их сила — в поэтических обобщениях, в празднично-романтиче­ ской приподнятости изображаемого. Но в этом — и ограниченность их. И. Сель- винский уловил торжественную взвол­ нованность тракториста Громака, но не сумел уловить напряженного трудового вдохновения тракториста Миши, героя' стихотворения «Семейные трактора». С добродушной улыбкой поэт расска­ зывает, как Надя-прицепщица трудится в поте лица, очищая лемеха от грязи, Михайлр же в каёине. Как в кабинете зав. Стихотворение веселое, так же как и другая юмореска «Голодид и Конур- баев», тоже посвященная трактористу и прицепщику. Да, покорение целины — это истори­ ческое торжество советского народа; да, атмосфера веселого оптимизма свойст­ венна молодым коллективам целинников. Но это еще не вся целина. Михайло мог себя чувствовать завом в кабинете пер­ вые два-три часа работы, но ему-то при­ ходилось по двадцать часов не вылезать из кабины, в пыли и грохоте «высветляя линии тугие». Поэт не вник в психоло­ гию того труда, который удостоился имени — подвиг! Но истоки большой темы богаты, они уже начали сливаться, дополняя друг ДРУга. Жизнь, людей, романтиков, мечтателей Изучив с начала до конца, Я по праву завожу о читателем Разговор от первого лица, — говорит молодой новосибирской поэт Л. Чикин, бывший партийный работник одного из целинных районов Новосибир­ ской области. Если утверждение, что жизнь изучена «с начала до конца», является полемиче­ ским преувеличением да, пожалуй, и данью поэтической риторике, то вывод совершенно справедлив: поэт действи­ тельно имеет право говорить от имени целинников. Май 1954 года, года первой посевной на целине, и поэта заметал снегом, жег по утрам морозом, хлестал дождями. Л. Чикин говорит про степь: Сурово, гневно нао она встречала. Под небом хмурым травами звенела. Она сопротивлялась нам сначала И добровольно сдаться не хотела. А мы не отступили перед нею, Мы знали: не легки пути к победе. Но если есть работа потруднее, Скажите — где? И мы туда поедем. В стихах Л. Чикина, посвященных целине, есть некоторая суровость, — я бы сказал, строгость мысли и чувства. И в этом — тоже правда жизни. Испы­ тания, выпавшие на долю первых целин­ ников, закалили их тела и души, отло­ жили отпечаток на их характеры. В ли­ рическом стихотворении «Идут дожди» герой тоскует о любимой. В грустные, ласковые слова вдруг врывается вскрик досады: Мне за работой некогда грустить. Сегодня в окна дождь стучит устало. Герой словно оправдывается сам пе­ ред собой за минутную слабость, он вдвойне досадует на то, что «уже четвер­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2