Сибирские огни, 1958, № 2
ftyuriiuttfa i/ fai&jwoifuupifsi - --■■■ - - —■ A ________________ А. НИ КУЛЬ КО В 2 F и с т о к о в б о л ь ш о Несколько урожаев собрал уже совет ский народ с целинных земель. Собствен но, эти земли перестали быть целинны ми, подвиг освоения сменился буднич ным подвигом использования. Но назва ние «целина» укрепилось за ними проч но. Оно войдет в историю и литературу, как вошли Днепрострой или Комсо мольск-на-Амуре, Магнитка или Турк- сиб. Советская литература, ярко запечат левшая годы индустриализации и кол лективизации нашей страны, призвана отобразить с еще большей силой годы великих строек, годы мирного использо вания атомной энергии, прорыва в кос мос, освоения целины. Это — явление одной эпохи, эпохи коммунистического строительства. Литература социалистического реализ ма уже сделала первые шаги в отобра жении этих великих свершений совет ского народа. Мы знаем пьесы о целине и стихи об искусственных спутниках Земли, кинофильмы о высотных стройках и очерки о покорении атома. Но дан ная статья ни в коем случае не претен дует на всеобъемлющий обзор, она огра ничивает двояко свою тему: во-первых, разговор пойдет только о поэзии и, во- вторых, лишь о той поэзии, которая по священа целине. На долю нескольких советских поэтов выпала честь запечатлеть в своих сти хах драгоценные, неповторимые детали первой пахоты и уборки на новых зем лях, передать боевой, романтический дух первых целинников. В будущем поэты напишут о покорении целины, на верное, более совершенно и глубоко, но никто уже не изобразит с такой непо средственностью и достоверностью штур мовые ночи казахстанских степей и дни алтайской страды. Естественно, что участники и очевид цы не создали эпических произведений. Даже крупнейшие исторические события воспринимаются современниками прежде всего лирически. Поэтому и циклы сти хов И. Сельвинского, А. Яшина, В. Жу равлева, Л. Чикина, Г. Куренева и от дельные стихотворения М. Дудина, А. Смердова, В. Урина, М. Юдалевича, И. Ветлугина и поэма Э. Иодковского «Молния в сердце» — все решают тему лирически. Илья Сельвинский был счастливым свидетелем пропашки первой борозды на целине. Он ощутил волнение, которое охватило тракториста товарища Грома- ка, получившего почетное право вести первую борозду: Первая... Первая борозда! Но что одной за цена? Этой ли тоненькой обуздать Такое, как целина? Вокруг огромный горизонт. Нахмуренный, злой. А трактор медленно грызет По нитке шар земной. Это надо увидеть! Мы обычно привык ли воспринимать «первую борозду» не сколько символически, обобщенно, как нечто значительное, как начало большо го дела, да и на глаз, так сказать, она не выглядела ничтожной на наших преж них, «доцелинных», массивах. • Поэт как будто бы разрушает такое восприятие, снижает его зрительным образом тоненькой нитки. Но ведь по этой нитке трактор грызет «шар зем ной», да еще ощущение бескрайности усиливается огромным нахмуренны^ го ризонтом, который распростерся вокруг, куда ни глянешь, ничем не ограничен ный, не заслоненный. Пределы пролега ния «нитки» раздвигаются до бесконеч ности, до просторов всей земли, и на этом фоне понятие «первая борозда» не только не снижается в нашем восприя тии, а, наоборот, наполняется еще более значительным смыслом. Грандиозность начатого дела становится для нас осо бенно зримой и ощутимой: Ке, бескрайнюю, распахать, Как новый открыть материк. Не один будущий поэт, да, пожалуй, и современник позавидует Илье Сель- винскому, который острым взглядом художника-очевидца запечатлел эту ве ликую ниточку. Тем же зорким взглядом увидена ноч ная пахота: В темном поле ходят маяки. Золотые, яркие такие, В ходе соблюдая мастерски Планировок линии тугие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2