Сибирские огни, 1958, № 2

ftyuriiuttfa i/ fai&jwoifuupifsi - --■■■ - - —■ A ________________ А. НИ КУЛЬ КО В 2 F и с т о к о в б о л ь ш о Несколько урожаев собрал уже совет­ ский народ с целинных земель. Собствен­ но, эти земли перестали быть целинны­ ми, подвиг освоения сменился буднич­ ным подвигом использования. Но назва­ ние «целина» укрепилось за ними проч­ но. Оно войдет в историю и литературу, как вошли Днепрострой или Комсо­ мольск-на-Амуре, Магнитка или Турк- сиб. Советская литература, ярко запечат­ левшая годы индустриализации и кол­ лективизации нашей страны, призвана отобразить с еще большей силой годы великих строек, годы мирного использо­ вания атомной энергии, прорыва в кос­ мос, освоения целины. Это — явление одной эпохи, эпохи коммунистического строительства. Литература социалистического реализ­ ма уже сделала первые шаги в отобра­ жении этих великих свершений совет­ ского народа. Мы знаем пьесы о целине и стихи об искусственных спутниках Земли, кинофильмы о высотных стройках и очерки о покорении атома. Но дан­ ная статья ни в коем случае не претен­ дует на всеобъемлющий обзор, она огра­ ничивает двояко свою тему: во-первых, разговор пойдет только о поэзии и, во- вторых, лишь о той поэзии, которая по­ священа целине. На долю нескольких советских поэтов выпала честь запечатлеть в своих сти­ хах драгоценные, неповторимые детали первой пахоты и уборки на новых зем­ лях, передать боевой, романтический дух первых целинников. В будущем поэты напишут о покорении целины, на­ верное, более совершенно и глубоко, но никто уже не изобразит с такой непо­ средственностью и достоверностью штур­ мовые ночи казахстанских степей и дни алтайской страды. Естественно, что участники и очевид­ цы не создали эпических произведений. Даже крупнейшие исторические события воспринимаются современниками прежде всего лирически. Поэтому и циклы сти­ хов И. Сельвинского, А. Яшина, В. Жу­ равлева, Л. Чикина, Г. Куренева и от­ дельные стихотворения М. Дудина, А. Смердова, В. Урина, М. Юдалевича, И. Ветлугина и поэма Э. Иодковского «Молния в сердце» — все решают тему лирически. Илья Сельвинский был счастливым свидетелем пропашки первой борозды на целине. Он ощутил волнение, которое охватило тракториста товарища Грома- ка, получившего почетное право вести первую борозду: Первая... Первая борозда! Но что одной за цена? Этой ли тоненькой обуздать Такое, как целина? Вокруг огромный горизонт. Нахмуренный, злой. А трактор медленно грызет По нитке шар земной. Это надо увидеть! Мы обычно привык­ ли воспринимать «первую борозду» не­ сколько символически, обобщенно, как нечто значительное, как начало большо­ го дела, да и на глаз, так сказать, она не выглядела ничтожной на наших преж­ них, «доцелинных», массивах. • Поэт как будто бы разрушает такое восприятие, снижает его зрительным образом тоненькой нитки. Но ведь по этой нитке трактор грызет «шар зем­ ной», да еще ощущение бескрайности усиливается огромным нахмуренны^ го­ ризонтом, который распростерся вокруг, куда ни глянешь, ничем не ограничен­ ный, не заслоненный. Пределы пролега­ ния «нитки» раздвигаются до бесконеч­ ности, до просторов всей земли, и на этом фоне понятие «первая борозда» не только не снижается в нашем восприя­ тии, а, наоборот, наполняется еще более значительным смыслом. Грандиозность начатого дела становится для нас осо­ бенно зримой и ощутимой: Ке, бескрайнюю, распахать, Как новый открыть материк. Не один будущий поэт, да, пожалуй, и современник позавидует Илье Сель- винскому, который острым взглядом художника-очевидца запечатлел эту ве­ ликую ниточку. Тем же зорким взглядом увидена ноч­ ная пахота: В темном поле ходят маяки. Золотые, яркие такие, В ходе соблюдая мастерски Планировок линии тугие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2