Сибирские огни, 1958, № 2
слуга не только С. Хлытчиева, но, ра зумеется, и М. Буровой! В присущей ему,острой манере рису ет поручика Пороха JI. Двоеглазов. Ин тересный актер А. Кондаков — после оригинальной комедийной роли лжесви детеля Симо в «Докторе философии» (где он почти все время молчит, но за ставляет зрителя, как говорят, «покаты ваться со смеху» и прочно запоминается) показал пример подлинного перевопло щения, создав здесь трагедийный образ Мармеладова. В пределах отпущенного на их долю драматургического материала убедитель ны В. Поплавский (Лужин), В,- Беляев и Б. Суров (Свидригайлов). Л. Перфильева хотя и обнажает пе ред нами трагедию своей героини, все же по внешнему облику (включая одеж ду), по каким-то утонченным, аристокра тическим манерам — ее Дуня не похожа на подлинную сестру Родиона Расколь никова, происходящую из мелкой чинов ничьей семьи. Не повезло образу Пульхерии Алек сандровны — матери Раскольникова. У обеих исполнительниц роли — М. Зо риной и Н. Шелеховой мать Раскольни кова предстает почему-то несколько же манной и не очень искренней жен щиной. А в целом барнаульский спектакль «Преступление и наказание», пожалуй, с наибольшей полнотой раскрывает твор ческие возможности коллектива и эти возможности радуют. В гастрольном репертуаре Алткрай- театра были также еще две переводных пьесы: классическая комедия Фильдинга «Разоблаченный чудотворец» и совре менная драма Кассона «Деревья умира ют стоя». Уже после возвращения из Новоси бирска главный режиссер К. Миленко осуществил постановку новой пьесы. М. Юдалевича «Так добывалась прав да», посвященной герою гражданской войны на Алтае партизанскому главкому Мамонтову, и сейчас театр вместе с ав тором продолжает дополнительную рабо ту над спектаклем. Работает театр и с другим местным драматургом И. Кожев никовым (первая пьеса которого постав лена Бийским театром) над комедией из жизни покорителей целины. Это — факт, заслуживающий одобре ния. В репертуаре театра обязательно должны быть свои пьесы, — такие спек такли, которые родились в творческом общении с местными авторами и отобра жают и прошлое Алтая, и сегодняшний день «целинного края»,— созидательный труд советских людей, их чувства и пе реживания, их сложный душевный мир. ...Итак, итоговые впечатления о показан ных на гастролях спектаклях противо речивы. Мы испытали подлинную ра дость от знакомства с группой несомнен но талантливых актеров, демонстрирую щих порою достижения выдающиеся. В некоторых спектаклях обнаружило себя своеобразие режиссерских замыслов, изобретательность художников... И ря дом с этим — досадные срывы: образы, воплощенные заметно слабее остальных, а то и совершенно не решенные испол нителями, или такие режиссерские «на ходки», которые обертываются больши ми потерями! - • В некоторых спектаклях — нет-нет, да и промелькнут прегрешения против элементарного вкуса: вспомним развер нутый «брючный аттракцион» в «Чудес ном сплаве»! Ведь подобные приемы из влечения «утробного смеха» из зрите лей явно напоминают псевдокомические эпизоды «Каширской старины», как на поминают эту же постановку и, скажем, «леденящие душу» вопли в «Василисе Мелентьевой». Иногда полноте восприятия мешает не что, не зависящее от актеров. Досадно, что хотя у театра есть хорошие худож ники,— в оформлении. спектакля, в его световой и шумовой «партитуре», обна руживается иногда бедность театра или, в других случаях, просто небрежность. Когда, например, по ходу действия «Пре ступления и наказания» должна разра зиться гроза, за сценой раздается звук, не имеющий даже отдаленного сходства с громом и воспринимающийся как слу чайный «ошибочный» шум. Когда Дуня во время напряженнейшего эпизода бро сает к ногам Свидригайлова револьвер, раздается совершенно недвусмысленный звук упавшей... деревяшки, и это сразу резко нарушает «волшебную сказку жизненной правды на сцене» (Станислав ский). Когда стены комнаты предатель ски просвечивают, зритель начинает представлять себе не стены, а... плохо загрунтованный холст. Примеры такого рода можно, к сожа лению, умножить. Все это, вместе взятое, свидетельст вует об одном: Алтайскому краевому те атру драмы, добившемуся уже немалых заслуженных творческих успехов, дока завшему, что он способен иногда на большие достижения, необходимо актив нее заботиться о повышении культуры спектакля, •—• не какого-либо отдельного, а каждого (обязательно каждого!) спек такля. Сама алтайская новь исключает воз можность применения сценических при емов и традиций «Каширской старины»Г Сама наша жизнь вдохновляет работни ков Барнаульского театра на создание спектаклей большой мысли, горячего чувства и высокого художественного вкуса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2