Сибирские огни, 1958, № 2
Оно опровергается самой жизнью. Оно опровергается и пьесой В. Киршона. Оно опровергается и спектаклем, в котором удалось главное: убедительное развенчание в наших условиях любого «гордого одиночки». И это — заслуга исполнительского коллектива и режиссе ра В. Черникова. Наблюдая за сцениче ской работой С. Хлытчиева, можно пред ставить себе (а это уже много) биогра фию Олега, его жизнь до начала дейст вия. Конечно же, он рос в обеспечен ной интеллигентной семье, еще в шко ле проявил некоторые способности, а мама и папа, взахлеб восхваляя «талант ливого мальчика», разжигая его често любие, всячески оберегали его от житей ских неприятностей. То же продолжа лось, конечно, и в институте, и юноша привык к мысли о своей «исключитель ности». С. Хлытчиев четко раскрывает перед зрителем и это происхождение ха рактера, и тот итог, к которому он, в конце концов, приходит, неизбежно по срамленный дружным коллективом. При этом играет Хлытчиев очень мягко, по казывая крах индивидуалистических замыслов Олега методом не сатиры, а юмора, высмеивая его последователь но и безжалостно, но не уничтожающе. В финале его Олег с горечью, но искренне переоценивает свои позиции, убежденный самой жизнью. Творческую победу одержал интерес ный актер А. Самохвалов, играющий Яна Двали. Он очень достоверно переда ет и индивидуальные черты характера этого симпатичного, забавного, парня, и национальные особенности эстонца. Са- мохвалов-Двали, который смешит, в частности, своей серьезностью, — это один из источников той «комедийной энергии», которая воздействует на зри тельный зал и вызывает дружный смех. То ж е можно сказать и о Л. Двоегла- зове. Его Петя Горемыкин — мастер «розыгрыша» и «трепа», и в то же вре мя энтузиаст строительства социализ ма, подлинный патриот своей родины. Сравните поведение, жесты, интонации Пети, когда он «разыгрывает» Гошу Фи липпова, произнося перед ним умори тельный монолог, состоящий и з бессмы сленного набора слов, — и в тот момент, когда он возмущенно, с пафосом и гневом опровергает эгоистические раз глагольствования Олега: вы увидите две стороны этого образа. Маленький эпизод предоставлен авто ром уборщице Насте, называющей себя «научной сотрудницей», но роль, выра зительно сыгранная А. Шелякиной, вхо дит в общий ансамбль исполнения. Ду мается, что и Гоша Филиппов является едва ли не наиболее удачной актерской работой Д. Поротикова из всех показан ных им в гастрольных спектаклях. Вполне, как говорится, «на месте» и С. Лавринович — Наташа. Но значит ли все сказанное, что в «Чудесном сплаве» нет досадных и даже тревожных недостатков? Увы, не значит! Верно раскрыв главное в пьесе, режис сер, а вместе с ним и сами артисты, с целью дополнительно посмешить зрите ля, нередко впадают в тяжкий грех без вкусицы и дешевки. Можно подумать, что своего рода «сверхзадачей» явилось обыгрывание одной необходимой принадлежности мужской одежды: брюки снимаются на глазах публики тремя персонажами,, включая появляющегося на несколько- минут пьяного «судью» волейбола, хотя по авторской ремарке он просто прихо дит в трусах. Что же касается Гоши Фи липпова, то с его брюками в последнем акте участники спектакля возятся столь долго, назойливо и с таким «упоением», что невольно становится как-то неудоб но за театр, за уровень его культуры. Надо еще добавить, что слишком стара тельно и клоунски демонстративно па дает Гоша с бревна в сцене любовного объяснения с Наташей. Хорошо принимали новосибирцы дру гой комедийный спектакль гостей — «Доктор философии» — по пьесе класси ка югославской драматургии Бр. Нуши- ча, ставшего у нас известным всего де- сять-двенадцать лет назад. В спектакле, поставленном засл. арт. УССР и Коми АССР Н. Гайдаровым, са тирическая цель разоблачения буржуаз ной этики и морали достигнута чисто водевильными средствами. Веселый кавардак, уморительная пу таница развертывается на ' сцене — в доме белградского коммерсанта Живо ты Цвийовича (А. Коковкин), и виною- всему — сам хозяин дома. Вообще-то говоря, драматург использовал один из канонов «комедии положений», в различ нейших вариантах воплощенный в де сятках пьес, созданных на всех языках. Это история о том, как хитрец становит ся жертвой собственных махинаций и попадает в сети, сплетенные им для дру гих. Но театр показывает, что Нушич по-своему реализовал этот классический комедийный прием, и задачи выдвинул довольно серьезные: кутерьма, заварив шаяся в доме преуспевающего дельца, служит.развенчанию «философии» капи талиста, с точки зрения которого «все на свете продается и покупается — честь, совесть, талант, любовь, дружба». Живота уверен, что за деньги можно приобрести и славу умного человека. Любыми путями решил он добиться для своего сынка-недоросля Милорада (А. Самохвалов) диплома доктора филосо фии. По мнению папаши, ученая степень сына поможет успеху новых спекуляций. Ради этого он и посылал в Швейцарию способного, но бедного юношу Велемира Павловича с документами Милорада -— добывать диплом. Когда впервые от крывается занавес и перед нами пред стает кабинет Животы, на стене уже ви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2