Сибирские огни, 1958, № 2

Оно опровергается самой жизнью. Оно опровергается и пьесой В. Киршона. Оно опровергается и спектаклем, в котором удалось главное: убедительное развенчание в наших условиях любого «гордого одиночки». И это — заслуга исполнительского коллектива и режиссе­ ра В. Черникова. Наблюдая за сцениче­ ской работой С. Хлытчиева, можно пред­ ставить себе (а это уже много) биогра­ фию Олега, его жизнь до начала дейст­ вия. Конечно же, он рос в обеспечен­ ной интеллигентной семье, еще в шко­ ле проявил некоторые способности, а мама и папа, взахлеб восхваляя «талант­ ливого мальчика», разжигая его често­ любие, всячески оберегали его от житей­ ских неприятностей. То же продолжа­ лось, конечно, и в институте, и юноша привык к мысли о своей «исключитель­ ности». С. Хлытчиев четко раскрывает перед зрителем и это происхождение ха­ рактера, и тот итог, к которому он, в конце концов, приходит, неизбежно по­ срамленный дружным коллективом. При этом играет Хлытчиев очень мягко, по­ казывая крах индивидуалистических замыслов Олега методом не сатиры, а юмора, высмеивая его последователь­ но и безжалостно, но не уничтожающе. В финале его Олег с горечью, но искренне переоценивает свои позиции, убежденный самой жизнью. Творческую победу одержал интерес­ ный актер А. Самохвалов, играющий Яна Двали. Он очень достоверно переда­ ет и индивидуальные черты характера этого симпатичного, забавного, парня, и национальные особенности эстонца. Са- мохвалов-Двали, который смешит, в частности, своей серьезностью, — это один из источников той «комедийной энергии», которая воздействует на зри­ тельный зал и вызывает дружный смех. То ж е можно сказать и о Л. Двоегла- зове. Его Петя Горемыкин — мастер «розыгрыша» и «трепа», и в то же вре­ мя энтузиаст строительства социализ­ ма, подлинный патриот своей родины. Сравните поведение, жесты, интонации Пети, когда он «разыгрывает» Гошу Фи­ липпова, произнося перед ним умори­ тельный монолог, состоящий и з бессмы­ сленного набора слов, — и в тот момент, когда он возмущенно, с пафосом и гневом опровергает эгоистические раз­ глагольствования Олега: вы увидите две стороны этого образа. Маленький эпизод предоставлен авто­ ром уборщице Насте, называющей себя «научной сотрудницей», но роль, выра­ зительно сыгранная А. Шелякиной, вхо­ дит в общий ансамбль исполнения. Ду­ мается, что и Гоша Филиппов является едва ли не наиболее удачной актерской работой Д. Поротикова из всех показан­ ных им в гастрольных спектаклях. Вполне, как говорится, «на месте» и С. Лавринович — Наташа. Но значит ли все сказанное, что в «Чудесном сплаве» нет досадных и даже тревожных недостатков? Увы, не значит! Верно раскрыв главное в пьесе, режис­ сер, а вместе с ним и сами артисты, с целью дополнительно посмешить зрите­ ля, нередко впадают в тяжкий грех без­ вкусицы и дешевки. Можно подумать, что своего рода «сверхзадачей» явилось обыгрывание одной необходимой принадлежности мужской одежды: брюки снимаются на глазах публики тремя персонажами,, включая появляющегося на несколько- минут пьяного «судью» волейбола, хотя по авторской ремарке он просто прихо­ дит в трусах. Что же касается Гоши Фи­ липпова, то с его брюками в последнем акте участники спектакля возятся столь долго, назойливо и с таким «упоением», что невольно становится как-то неудоб­ но за театр, за уровень его культуры. Надо еще добавить, что слишком стара­ тельно и клоунски демонстративно па­ дает Гоша с бревна в сцене любовного объяснения с Наташей. Хорошо принимали новосибирцы дру­ гой комедийный спектакль гостей — «Доктор философии» — по пьесе класси­ ка югославской драматургии Бр. Нуши- ча, ставшего у нас известным всего де- сять-двенадцать лет назад. В спектакле, поставленном засл. арт. УССР и Коми АССР Н. Гайдаровым, са­ тирическая цель разоблачения буржуаз­ ной этики и морали достигнута чисто водевильными средствами. Веселый кавардак, уморительная пу­ таница развертывается на ' сцене — в доме белградского коммерсанта Живо­ ты Цвийовича (А. Коковкин), и виною- всему — сам хозяин дома. Вообще-то говоря, драматург использовал один из канонов «комедии положений», в различ­ нейших вариантах воплощенный в де­ сятках пьес, созданных на всех языках. Это история о том, как хитрец становит­ ся жертвой собственных махинаций и попадает в сети, сплетенные им для дру­ гих. Но театр показывает, что Нушич по-своему реализовал этот классический комедийный прием, и задачи выдвинул довольно серьезные: кутерьма, заварив­ шаяся в доме преуспевающего дельца, служит.развенчанию «философии» капи­ талиста, с точки зрения которого «все на свете продается и покупается — честь, совесть, талант, любовь, дружба». Живота уверен, что за деньги можно приобрести и славу умного человека. Любыми путями решил он добиться для своего сынка-недоросля Милорада (А. Самохвалов) диплома доктора филосо­ фии. По мнению папаши, ученая степень сына поможет успеху новых спекуляций. Ради этого он и посылал в Швейцарию способного, но бедного юношу Велемира Павловича с документами Милорада -— добывать диплом. Когда впервые от­ крывается занавес и перед нами пред­ стает кабинет Животы, на стене уже ви­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2