Сибирские огни, 1958, № 2
(«кажущихся невозможными» — по оп ределению самого автора), но все же вы хваченных зорким глазом смелого ху дожника из самой гущи жизни, дейст вуют ярчайшие, детально разработанные характеры! И как раз они, характеры, а не сами по себе «ситуации», привлекают в первую очередь наше внимание! Постановка^ этого произведения — живое свидетельство творческих дерза ний театра и его стремления испытать свои возможности на драматургии, про низанной огненным пафосом коммуни стической партийности, воплощенной в исключительно своеобразной форме. Из сценических ситуаций Всеволода Вишневского, из самых реплик его геро ев как бы бьет ток высокого напряже ния, и, как кажется, постановщик спек такля К. Миленко правильно уловил эту, пронизывающую всю пьесу, патетичес кую тональность. Вместе с актерским коллективом он пытался создать мону ментальную и в то же время страстную сценическую поэму о людях, боровшихся за советскую власть, о том, как разнуз данная, разложившаяся под влиянием анархической демагогии толпа матросов сплачивается волею партии и ее послан ца Комиссара — в дисциплинированный отряд борцов за революцию. Интересно, что почти одновременно с барнаульцами замечательную пьесу Вс. Вишневского поставил и Новосибирский театр «Красный факел» (режиссер — нар. арт. РСФСР Н. Михайлов, худож ник — В. Шапор'йн). На сцене «Красно го факела» «Оптимистическая траге дия»—это тоже своеобразный гимн мощи и мудрости партии, но звучащий в ином «ключе». В задачу данной статьи не входит подробный параллельный разбор этих двух спектаклей. Отмечу лишь, что Алтайский краевой театр стремится пе редать своеобразие драматургического почерка автора в реалистическом оформ лении с отдельными элементами услов ности, в то время' как краснофакельцы концентрируют внимание зрителя и на самом, подчеркнуто условном — «абст рактном» — декоративном решении: спектакль идет без занавеса и при раз личных вариантах одной и той же лест ничной конструкции, занимающей всю ширину сцены. В барнаульском спектакле, в частно сти, запоминаются массовые сцены, в большинстве случаев решенные режис серски интересно. Так, множество возникающих на раз ных точках сценической площадки ди намичных мизансцен с минимальным числом, участников (два-три человека) opj ганично сливаются в единый большой эпизод многолюдного прощального «мат росского бала». Весь этот эпизод прони зан как раз тем сложным настроением — «печальным и воинственным», о ко тором говорит драматург в заключитель ной ремарке первого акта. Ряд ролей исполнен в спектакле убе дительно. Запоминается мощная фигура матроса Алексея (Б. Суров). Зритель понимает, что этот здоровенный, физически могу чий человек далеко не сразу обретает в себе подлинную внутреннюю силу и что все его «молодечество» в первой по ловине спектакля скрывает лишь расте рянность, непонимание своего места в жизни, неспособность самому ответить на мучительные вопросы: «Где правда?», «С кем идти?». Вот почему он долгое время мечется между Вожаком анархи стов и Комиссаром. И лишь постепенно высвобождается от полной подчиненно сти Вожаку. В этом Суров не оставляет сомнений. И как же становится досадно, когда артист иной раз сбивается на явно внеш нее изображение характера, вместо его раскрытия начинает играть специально «на зрителя»! Одна из самых ярких фигур спектакля — Вожак. Г. Беляев ярко демонстрирует тяжелую «давящую» силу этого опасно го врага,— человека, которого водово рот революционных событий временно поднял на поверхность, поставил во гла ве «отряда» анархистов, между тем как в его опустошенной душе нет ничего, кроме злобного желания, якобы во имя анархической «свободы», повелевать сво ими приверженцами. Вожак, нарисован ный Г. Беляевым, прямо-таки наслаж дается своей неограниченной, беспрекос ловной властью над кучкой запутавших ся людей, его жесты иногда несколько картинны, он как бы любуется «чудеса ми дрессировки». При всем том он убеж дает зрителя в своих незаурядных воле вых качествах, как и в своей тупой же стокости. Пристальное внимание зрителя с нача ла и дсТ конца приковывает к себе Сип лый — засл. арт. РСФСР А. Коковкин, холуйски угодничающий перед Вожаком, но делающий это вовсе не из подлинной солидарности с ним, а исключительно из- за сложившихся обстоятельств. Это — фигура поистине зловещая, еще более страшная, чем сам Вожак. А Коковкин показывает: смотрите — главная беда не в том, что Сиплый физически болен си филисом, но еще хуже, что он разъеден нравственной проказой! В нем нет ничего устойчивого, кроме патологической нена висти к людям. И такому впечатлению о нем вовсе не мешают, а, напротив, свое образно помогают комические штрихи, которыми окрашивает Коковкин этого выродка. Среди исполнителей небольших по объему ролей (а таких в «Оптимистиче ской трагедии» немало) выделяется JI. Двоеглазов — главарь пополнения анархистов. Кстати сказать, весь эпизод этот поставлен режиссером К. Миленко изобретательно. Группа вновь прибыв ших анархических молодчиков, одетых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2