Сибирские огни, 1958, № 2

И с с с т б <у - .... БОРИС РЯСЕНЦЕВ Т р е в о г и и р а д о с (О с п е кт а к л я х Б а р н а у л ь с к о го т еат ра) Как это хорошо: прочной традицией в культурной жизни нашего города ста­ ли систематические приезды в Новоси­ бирск не только отдельных артистов, но и целых театральных коллективов на длительные гастроли, и, наоборот, вы­ ступления некоторых новосибирских те­ атров в ряде городов страны! Такое взаимное ознакомление арти­ стов с новыми зрителями и с достиже­ ниями товарищей по искусству, работаю­ щих в других театрах, несомненно, при­ водит и к взаимному обогащению. Вспомним, что за последние годы но­ восибирцы познакомились со сцениче­ ским творчеством трех столичных теат­ ров: им. Вахтангова, им. Маяковского, театра сатиры, Ленинградского драмати­ ческого театра, Томского облдрамтеатра им. Чкалова, Свердловского, Омского, Иркутского, Хабаровского, Кемеровского театров музыкальной комедии — и это еще не полный список. В то же время «Красный факел» вы­ ступал в Москве и дважды в Ленингра­ де, театр оперы и балета успешно рабо­ тал на сцене Большого театра Союза ССР, в Сочи, в Кузбассе, Красноярске, Иркутске, на Дальнем Востоке, а балет­ ная группа театра — вместе с оркест­ ром — провела сто дней в Китае зна­ комя с молодым искусством Новосибир­ ска жителей Пекина, Шанхая, Кантона (Гуаньчжоу) и знакомясь, в свою^ оче­ редь, с древним искусством великой дру­ жественной страны... Недавно на сцене «Красного факела» выступал в течение месяца Барнауль­ ский (по официальному наименованию— Алтайский краевой) театр драмы. Это— первый приезд артистов-барнаульцев за четвертьвековое существование коллек­ тива. Гастрольные спектакли продемонстри­ ровали и достижения и недостатки те­ атра, и радовали и вызывали тревогу. Впервые автору этих строк удалось увидеть один из спектаклей Алтайского краевого театра лет пять назад: это была «Каширская старина». Как ни странно, но отнюдь не классическая мелодрама, идеализирующая купеческий быт, напи­ санная в семидесятых годах прошлого века реакционно настроенным драматур­ гом Аверкиевым, неожиданно «воскрес­ ла» в послевоенные годы на сценах не­ которых советских театров по малопо­ хвальной инициативе Московского теат­ ра драмы и комедии. Справедливость требует признать: на барнаульском спектакле публика реаги­ ровала остро, кое-кто, помнится, даже всхлипывал. Но решался ли этим вопрос о подлинно творческом успехе театра? Ни в коем случае! Ведь театр доносил многие «слезоточивые» моменты пьесы такими режиссерско-актерскими приема­ ми (постановка А. Ларионова), кото­ рые, хотя и оказывают непосредствен­ ное воздействие на нервную систему зри­ теля, — вряд ли свойственны настоя­ щему искусству. Все было построено на заведомо преувеличенном изображении страданий главных героев: большинство исполнителей ролей отчаянно «пережи­ вало», со сцены неслись поистине душе­ раздирающие вопли, бурно-истерические рыдания, а в других эпизодах артисты столь же отчаянно, напропалую «комико­ вали», — уж если герой пьян, то пусть падает со скамейки и, валяясь на полу, активно дрыгает задранными кверху но­ гами. Явно без чувства меры «выдава­ лось» и драматическое, и комическое... К удивлению некоторых театральных специалистов добавлю, что хороших ак­ теров — наряду со слабыми — можно было все-таки угадать и сквозь эти чуж­ дые напластования. Но вся манера ис­ полнения, шедшая, видимо, от постанов­ щика (ныне уже не работающего в те­ атре), производила впечатление, прямо скажем, дешевки. И это очень огорчало! Вероятно, в спектакле «Каширская старина» наиболее сгущенно сконцент­ рировались те малоплодотворные тенден­ ции, которые иногда (к счастью, изредка и в небольших «дозах») дают себя знать в отдельных работах способного коллек­ тива. Определенно лучшее впечатление про­ изводил поставленный несколько позже-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2