Сибирские огни, 1958, № 2
И с с с т б <у - .... БОРИС РЯСЕНЦЕВ Т р е в о г и и р а д о с (О с п е кт а к л я х Б а р н а у л ь с к о го т еат ра) Как это хорошо: прочной традицией в культурной жизни нашего города ста ли систематические приезды в Новоси бирск не только отдельных артистов, но и целых театральных коллективов на длительные гастроли, и, наоборот, вы ступления некоторых новосибирских те атров в ряде городов страны! Такое взаимное ознакомление арти стов с новыми зрителями и с достиже ниями товарищей по искусству, работаю щих в других театрах, несомненно, при водит и к взаимному обогащению. Вспомним, что за последние годы но восибирцы познакомились со сцениче ским творчеством трех столичных теат ров: им. Вахтангова, им. Маяковского, театра сатиры, Ленинградского драмати ческого театра, Томского облдрамтеатра им. Чкалова, Свердловского, Омского, Иркутского, Хабаровского, Кемеровского театров музыкальной комедии — и это еще не полный список. В то же время «Красный факел» вы ступал в Москве и дважды в Ленингра де, театр оперы и балета успешно рабо тал на сцене Большого театра Союза ССР, в Сочи, в Кузбассе, Красноярске, Иркутске, на Дальнем Востоке, а балет ная группа театра — вместе с оркест ром — провела сто дней в Китае зна комя с молодым искусством Новосибир ска жителей Пекина, Шанхая, Кантона (Гуаньчжоу) и знакомясь, в свою^ оче редь, с древним искусством великой дру жественной страны... Недавно на сцене «Красного факела» выступал в течение месяца Барнауль ский (по официальному наименованию— Алтайский краевой) театр драмы. Это— первый приезд артистов-барнаульцев за четвертьвековое существование коллек тива. Гастрольные спектакли продемонстри ровали и достижения и недостатки те атра, и радовали и вызывали тревогу. Впервые автору этих строк удалось увидеть один из спектаклей Алтайского краевого театра лет пять назад: это была «Каширская старина». Как ни странно, но отнюдь не классическая мелодрама, идеализирующая купеческий быт, напи санная в семидесятых годах прошлого века реакционно настроенным драматур гом Аверкиевым, неожиданно «воскрес ла» в послевоенные годы на сценах не которых советских театров по малопо хвальной инициативе Московского теат ра драмы и комедии. Справедливость требует признать: на барнаульском спектакле публика реаги ровала остро, кое-кто, помнится, даже всхлипывал. Но решался ли этим вопрос о подлинно творческом успехе театра? Ни в коем случае! Ведь театр доносил многие «слезоточивые» моменты пьесы такими режиссерско-актерскими приема ми (постановка А. Ларионова), кото рые, хотя и оказывают непосредствен ное воздействие на нервную систему зри теля, — вряд ли свойственны настоя щему искусству. Все было построено на заведомо преувеличенном изображении страданий главных героев: большинство исполнителей ролей отчаянно «пережи вало», со сцены неслись поистине душе раздирающие вопли, бурно-истерические рыдания, а в других эпизодах артисты столь же отчаянно, напропалую «комико вали», — уж если герой пьян, то пусть падает со скамейки и, валяясь на полу, активно дрыгает задранными кверху но гами. Явно без чувства меры «выдава лось» и драматическое, и комическое... К удивлению некоторых театральных специалистов добавлю, что хороших ак теров — наряду со слабыми — можно было все-таки угадать и сквозь эти чуж дые напластования. Но вся манера ис полнения, шедшая, видимо, от постанов щика (ныне уже не работающего в те атре), производила впечатление, прямо скажем, дешевки. И это очень огорчало! Вероятно, в спектакле «Каширская старина» наиболее сгущенно сконцент рировались те малоплодотворные тенден ции, которые иногда (к счастью, изредка и в небольших «дозах») дают себя знать в отдельных работах способного коллек тива. Определенно лучшее впечатление про изводил поставленный несколько позже-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2