Сибирские огни, 1958, № 11

отъезда колчаковцев из деревни эпиграм­ ма была написана н.а большом сером ли­ сте бумаги крупными буквами и наклее­ на на стене бывшей каталажки. Необходимо отметить, что, на наш взгляд, представляется перспективным изучение поэзии гражданской войны не только в связи с предшествующими ре­ волюционно-демократическими тради­ циями, но, главным образом, в плане определения основных творческих прин­ ципов, послуживших почвой для разви­ тия поэзии социалистического реализ­ ма. В рецензируемой книге нет конкрет­ ной разработки данной проблемы, но она намечается как продолжение, как следующий этап работы. Основная часть книги посвящена ана­ лизу новых песен, при этом главным критерием отбора из массы поэтических строк служит степень популярности и действенности произведения. В поле зрения автора, как правило, только те стихи и песни, которые активно помогли бороться с врагом, разоблачали его, вы­ ражали стремления революционно на­ строенных масс. JI. Элиасов умышленно не останавливается на анализе песен и стихов, пользовавшихся повсеместной известностью, на том основании, что они освещены в литературе. Однако исклю­ чение из специального исследования знаменитых партизанских песен неиз­ бежно обедняет представление читателя о богатстве народного творчества, так как при таком подходе не показано ме­ сто этой важной части фольклора среди обширнейшего материала, рассматри­ ваемого в книге. Выяснение агитационно-политической роли поэзии гражданской войны предва­ ряется обзором революционной массовой поэзии 1890— 1905 гг., но самый яркий период (1917— 1918 гг.), непосредствен­ но предшествовавший появлению произ­ ведений изучаемого периода, выпал из поля зрения исследователя. Поэтому утверждение о восприятии боевых рево­ люционных традиций поэтами граждан­ ской войны осталось не подкрепленным конкретным материалом. Не вытекает из анализа произведений и справедливое утверждение о влиянии газет «Правда» и «Звезда» на творчество поэтов-сиби- ряков. Необходимо сказать об оформлении книги. Вызывают досаду опечатки, кото­ рые бросаются в глаза при первом же чтении книги. Технические и редактор­ ские недоделки несколько портят в це­ лом хорошее впечатление от книги. И все же хочется всячески приветствовать Бурят-Монгольское издательство, выпу­ стившее в свет первый за послевоенные годы большой труд по истории револю­ ционной поэзии периода гражданской войны. Е. К у к л и н а . ПАМЯТНЫЕ МЕСТА ... Казалось бы, книга под таким загла­ вием может быть построена по совер­ шенно определенной схеме: нужно рас­ сказать читателю о стоянках древнего человека (чем более древних, тем луч­ ше), перечислить наиболее выдающиеся сооружения, упомянуть места, связан­ ные с жизнью и деятельностью историче­ ских личностей, наконец, отразить важ­ нейшие события, революционные, но­ вого социалистического строительства. Между тем, Алексей Федорович Пала- шенков, которого до сих пор омичи зна­ ли, как знатока истории их родного го­ рода, краеведа и археолога, и от которо­ го как раз и можно было ждать книги, построенной по такой вот схеме, неожи­ данно в своей работе предстал перед чи­ тателем с какой-то новой, литературно­ творческой стороны. Действительно, книга его, написанная с большой любовью, хорошим, ясным языком, просто и интересно, — это при­ мер творческой работы историографа, краеведа и литератора. Достаточно взглянуть в оглавление, чтобы увидеть особенности этой книги. Вот как она построена: «Седая древ­ ность», «Старая Омская крепость», «Но­ вая Омская крепость», «Декабристы в Омске», «Памятники революционного движения», «По Куйбышевским местам», «Памятники борьбы за власть Советов», «Освобождение Омска», «По местам Е. М. Ярославского», «Ученые, литера­ торы, художники», «Военное клад­ бище». Да простит нас читатель за этот «не­ дозволенный прием» — за перечисление всего оглавления книги, но к этому она сама нас обязывает. Мы видим, как автор подходит к от­ бору материала. Здесь не просто, не вообще «XIX век», а «Декабристы в Омске», не все революционные деятели и при том — на равных правах, а «Куйбышевские места», не период Вели­ кой Отечественной войны, а «Военное кладбище». Правомерен ли такой отбор? Допустим ли? Нам кажется, тут дело не в соблюде­ нии тех или иных правил, а в результа­ те. А результат у А. Ф. Палашенкова очевиден — он написал хорошую и нуж­ ную книгу, и не следует бояться, что, сосредоточив свое внимание на одних фактах, он упустил другие. Этого не случилось. А случилось вот что: привле­ кая внимание читателя к главным собы­ тиям, рассказывая о них, автор сумел отразить не только эти конкретные со­ бытия, но и, в определенной мере, их время. Значит, это не упущение, а прием, ко­ торый позволил автору достигнуть той самой увлекательности, которой — увы! — так часто не хватает книгам не толь­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2