Сибирские огни, 1958, № 11
отъезда колчаковцев из деревни эпиграм ма была написана н.а большом сером ли сте бумаги крупными буквами и наклее на на стене бывшей каталажки. Необходимо отметить, что, на наш взгляд, представляется перспективным изучение поэзии гражданской войны не только в связи с предшествующими ре волюционно-демократическими тради циями, но, главным образом, в плане определения основных творческих прин ципов, послуживших почвой для разви тия поэзии социалистического реализ ма. В рецензируемой книге нет конкрет ной разработки данной проблемы, но она намечается как продолжение, как следующий этап работы. Основная часть книги посвящена ана лизу новых песен, при этом главным критерием отбора из массы поэтических строк служит степень популярности и действенности произведения. В поле зрения автора, как правило, только те стихи и песни, которые активно помогли бороться с врагом, разоблачали его, вы ражали стремления революционно на строенных масс. JI. Элиасов умышленно не останавливается на анализе песен и стихов, пользовавшихся повсеместной известностью, на том основании, что они освещены в литературе. Однако исклю чение из специального исследования знаменитых партизанских песен неиз бежно обедняет представление читателя о богатстве народного творчества, так как при таком подходе не показано ме сто этой важной части фольклора среди обширнейшего материала, рассматри ваемого в книге. Выяснение агитационно-политической роли поэзии гражданской войны предва ряется обзором революционной массовой поэзии 1890— 1905 гг., но самый яркий период (1917— 1918 гг.), непосредствен но предшествовавший появлению произ ведений изучаемого периода, выпал из поля зрения исследователя. Поэтому утверждение о восприятии боевых рево люционных традиций поэтами граждан ской войны осталось не подкрепленным конкретным материалом. Не вытекает из анализа произведений и справедливое утверждение о влиянии газет «Правда» и «Звезда» на творчество поэтов-сиби- ряков. Необходимо сказать об оформлении книги. Вызывают досаду опечатки, кото рые бросаются в глаза при первом же чтении книги. Технические и редактор ские недоделки несколько портят в це лом хорошее впечатление от книги. И все же хочется всячески приветствовать Бурят-Монгольское издательство, выпу стившее в свет первый за послевоенные годы большой труд по истории револю ционной поэзии периода гражданской войны. Е. К у к л и н а . ПАМЯТНЫЕ МЕСТА ... Казалось бы, книга под таким загла вием может быть построена по совер шенно определенной схеме: нужно рас сказать читателю о стоянках древнего человека (чем более древних, тем луч ше), перечислить наиболее выдающиеся сооружения, упомянуть места, связан ные с жизнью и деятельностью историче ских личностей, наконец, отразить важ нейшие события, революционные, но вого социалистического строительства. Между тем, Алексей Федорович Пала- шенков, которого до сих пор омичи зна ли, как знатока истории их родного го рода, краеведа и археолога, и от которо го как раз и можно было ждать книги, построенной по такой вот схеме, неожи данно в своей работе предстал перед чи тателем с какой-то новой, литературно творческой стороны. Действительно, книга его, написанная с большой любовью, хорошим, ясным языком, просто и интересно, — это при мер творческой работы историографа, краеведа и литератора. Достаточно взглянуть в оглавление, чтобы увидеть особенности этой книги. Вот как она построена: «Седая древ ность», «Старая Омская крепость», «Но вая Омская крепость», «Декабристы в Омске», «Памятники революционного движения», «По Куйбышевским местам», «Памятники борьбы за власть Советов», «Освобождение Омска», «По местам Е. М. Ярославского», «Ученые, литера торы, художники», «Военное клад бище». Да простит нас читатель за этот «не дозволенный прием» — за перечисление всего оглавления книги, но к этому она сама нас обязывает. Мы видим, как автор подходит к от бору материала. Здесь не просто, не вообще «XIX век», а «Декабристы в Омске», не все революционные деятели и при том — на равных правах, а «Куйбышевские места», не период Вели кой Отечественной войны, а «Военное кладбище». Правомерен ли такой отбор? Допустим ли? Нам кажется, тут дело не в соблюде нии тех или иных правил, а в результа те. А результат у А. Ф. Палашенкова очевиден — он написал хорошую и нуж ную книгу, и не следует бояться, что, сосредоточив свое внимание на одних фактах, он упустил другие. Этого не случилось. А случилось вот что: привле кая внимание читателя к главным собы тиям, рассказывая о них, автор сумел отразить не только эти конкретные со бытия, но и, в определенной мере, их время. Значит, это не упущение, а прием, ко торый позволил автору достигнуть той самой увлекательности, которой — увы! — так часто не хватает книгам не толь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2