Сибирские огни, 1958, № 11

ЦЕННЫЙ ТРУД Для поэта-резолюционера Реброва- Денисова и тридцати двух его товари­ щей в застенках колчаковского Тоболь­ ского централа наступили тревожные дни ожидания смертного приговора. «В углу камеры номер семь я вижу7 т. Реброва, который что-то пишет. Поду­ малось, — вспоминает один из его со­ ратников, — прощальные строки с жизнью, слезливые слова. Каково же было мое удивление, когда через не­ сколько минут встает с сенника т. Реб­ ров и уверенно, бодрым голосом читает свои стихи: Пусть р асстр ел яю т — Мы не умрем !». Со стен камеры смертников один из участников освобождения г. Троицко- Савска списал такие же гордые, муже­ ственные строки: Вот полночь бли зится , подходит смерти час, Но не дрож ит рука , и волей не поник ... Пусть знаю т все , я ум ираю честно — В могилу ухожу , к а к честный больш евик . Так рассказывает JI. Е. Элиасов в книге «Народная революционная поэзия Восточной Сибири эпохи гражданской войны»1 о создании подлинно героиче­ ских произведений. Главным предметом исследования Л. Элиасова являются стихи и песни, творцами которых были рабочие, кресть­ яне, партизаны, красноармейцы — на­ род, разбуженный революцией, вставший на защиту ее завоеваний. Характеризуя народную поэзию граж­ данской войны, как творчество коллек­ тивное, массовое, автор в то же время выделяет наиболее популярных и талант­ ливых поэтов: Федора Лыткина, Игоря Славнина, Антона Бывалого, Ф. Молча­ нова, Реброва-Денисова, сообщая о них новые, интересные факты. Книга Л. Элиасова — плод долгой и ■упорной работы. Опытный исследова­ тель и собиратель народного творчества эпохи гражданской войны в Сибири, он построил свой труд на богатейшем мате­ риале, добытом в научных экспедициях, в недрах краеведческих и партийных архивов, в рукописных отделах различ­ ных учреждений и библиотек, на мате­ риалах, опубликованных ранее, но став­ ших библиографической редкостью. Кстати сказать, книга Л. Элиасова за­ вершается ценным библиографическим указателем, включающим около 200 источников, использованных в его ра­ боте. Книга начинается обзором истории собирания и изучения поэзии граждан­ ской войны в Восточной Сибири. Здесь 1 Л. Ё. Элиасов. «Народная революцион ­ н ая п о э зи я Восточной Сибири эпохи г р аж ­ дан ской войны». Улан-Удэ, 1957, 279 стр. описывается деятельность собирателей- самоучек В. Р. Гурьянова, Г. Т. Петро­ ва, И. П. Мельникова, Е. П. Воросовой. С благодарностью и глубоким уважени­ ем говорит автор о первых собирате­ лях — непосредственных участниках бо­ ев гражданской войны. На клочках газет, огрызками грифеля записывали они в окопах, на привалах драгоценные памят­ ники народного творчества. Оценивая работу фольклористов два­ дцатых-тридцатых годов, Л. Элиасов дает анализ основных методологических принципов их исследований, вскрывает ошибки и недостатки, намечает перспек­ тивы изучения и собирания материалов. К сожалению, иногда ценные указания и замечания тонут в массе перечислений, в характеристике собранных тем или иным исследователем произведений. Не­ оправданно бегло дана характеристика фондов, в которых хранятся описывае­ мые материалы. Автор очень сдержанно говорит об определенном невнимании и в какой-то мере застое в изучении фольклора эпохи становления Советской власти в Сибири. Книга Л. Элиасова — первая обстоя­ тельная работа послевоенного времени на эту тему. Исследование поэзии граж­ данской войны автор совершенно спра­ ведливо начинает с изучения ее исто­ ков. С этой точки зрения все произведе­ ния рассматриваются им в такой после­ довательности: переделка дореволюцион­ ных песен литературного происхожде­ ния, переделка старых народных песен, оригинальные стихи и песни. Однако по­ добная группировка произведений огра­ ничивает возможности исследователя в анализе жанрового своеобразия стихов и песен и их художественных особенно­ стей. Освещая отдельно каждую группу произведений, Л. Элиасов показывает процесс зарождения нового, революци­ онного фольклора, прослеживает на сопоставлении вариантов, каким обра­ зом шло творческое освоение достиже­ ний поэзии прошлого. На конкретных примерах в книге показано, как гени­ альные творения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова в великую пору революционных преобразований пришли на службу своему хозяину — народу. Так, например, в своей речи на собра­ нии крестьян, насильно согнанных кол­ чаковцами, партизан И. Романов проци­ тировал на память распространенную в ту пору эпиграмму на Колчака: Всей Сибири при тесни тель , Населения мучитель , Всем бандитам он учи тель . Ин тервентам дру г и брат. Полон злобы , полон мести . Б е з ум а , без чувств , без чести . Кто ж е он такой Колчак? Черчиллем купл ен з а пятак! Пушкинская форма эпиграммы помог- ла остро и метко обличить врага. После

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2