Сибирские огни, 1958, № 11
Большинство из них было уже опубли ковано раньше, но в сборнике они за звучали по-новому, с новой эмоциональ ной силой. Эти рассказы, красочные и самобытные, воссоздают образы совет ской действительности. Они органиче ски связаны идеей социального и духов-'- ного возрождения бурят-монгольского народа. Их большая познавательная и эстетическая ценность неоспорима. Два первых рассказа — «Спор под заклад» и «Богатство» — рисуют жизнь и быт бурят-монгольского улуса накану не революции 1917 года. В них на судь бах простых людей раскрывается вопи ющая социальная несправедливость ста рого мира, беспросветная нищета чест ных тружеников, корыстолюбие и жесто кость богачей. Бедняк Галши весь свой век трудится в поте лица, он мастер на все руки и любит работу. Но от непосильного на пряжения и бесконечной нужды он стал в пятьдесят лет дряхлым стариком, без зубым и седым, у него «морщины на лице легли так густо, будто он в лесу всю паутину на себя собрал». И ничего, кроме долгов, Галши не нажил. Его жена — такая же вечная труженица, его семеро детишек постоянно голода ют. А Галши очень любит семью и готов ради нее на все. И вот он на спор под заклад съедает с непреодолимым отвра щением у богача Гамбал-бабая десять фунтов жирного бараньего мяса, чтобы двадцать фунтов отнести домой голод ной семье. А вот бедняк Монтоон ничем не мо жет помочь своей семье: он вечно болен, болезнь стала его тенью, которая «ни когда, ни на шаг не отставала от его хилого, беспомощного тела», а вся его жизнь, как и жизнь всех бедных людей улуса, походила «на выжженную солн цем степь без сочных трав и ярких цве тов». Однажды в покос Монтоон окон чательно слег и стал тяжелой обузой в семье. Терзалась душа его от невеселых дум. Вот его сыновья — «полуголод ные, босые, лохматые, они сидят у чу гуна, едят деревянными ложками зава руху из отрубей, без сметаны и соли. Сыновья — два куска его сердца... Что он оставит им, кроме нищеты и долгов? Ничего...» И лежа в постели, Монтоон начинает мечтать о «богатстве», которое вдруг появилось бы у него: «Ну, скажем, пятьдесят рублей. Нет, даже сто, даже больше — двести рублей...». Жена «вер нула бы долги, на остаток купила бы доброго, смирного коня, для себя — ха лат, детям — крепкие штаны, потом не сколько мешков зерна и муки». И так велико было желание Монтоона пода рить перед смертью семье двести рублей, что мечта стала казаться былью, выдум ка правдой, и, умирая, он все твердил о кладе, зарытом где-то в куче навоза. Родные перерыли все вокруг и, разу меется, ничего не нашли. «Счастье» было возможным только в больном во ображении умирающего. Затем идут рассказы о судьбах бурят- монголов в первые годы после револю ции, когда новые социальные отношения стали проникать в самые глухие уголки края. Формирование социалистического уклада совершалось мучительно и мед ленно, в борьбе с цепкими пережитка ми прошлого в народе, который веками жил в тисках эксплуатации и косности, в плену суеверий и невежества. И об этом Чимит Цыдендамбаев поведал нам как талантливый художник. Он создал яркие и выразительные образы, в которых старое и новое, прошлое и на стоящее переплетаются в упорной борьбе. Самым значительным событием в жизни бурят-монгольского народа в то время был, пожалуй, передел земли (рассказ «Земля»), Слухи о нем появи лись там, «как невиданные цветы». Те, кто владел обширными покосами и за ливными лугами, как могли, мешали зе мельному переделу. Это были грамот ные люди; они старались извратить со ветские законы и запутать безграмот ных улусников. И советская власть от крыла школы ликбеза в улусах и кур сы для крестьянской молодежи в горо дах, чтобы никто не мог больше обма нывать трудовой народ. Люди поднима ли головы, возрождались для новой жизни. Молодежь шла вперед, тянула стариков. Это было не так уж просто. Когда комиссия по распределению зем ли выделила лучший покос самой бед ной, одинокой и беспомощной старухе Ворсой, та неожиданно отказалась: «Я всю жизнь прожила без чужого покоса, без чужого добра. Мне и жить-то оста лось мало... Ради всех богов, не давайте мне чужого, не надо мне. Пожалейте меня, не давайте мне покоса Данзана-. бабая... Зачем мне его земля?.. Она мне поперек горла встанет». Да, ничего чужого не тронула за всю свою жизнь честная труженица, а вот у нее богачи отобрали со дня рождения все, даже же лание жить по-человечески. Надо было бороться за нее против нее самой. Большинство рассказов Чимита Цы- дендамбаева посвящается современной действительности, простым людям на ших дней. Это не только картины внеш него мира, но и внутренней жизни геро ев, это природа, быт и духовное станов ление нового человека, его радости и горести, дела и планы. В рассказе «Новый дом» изображает ся довольно незначительное событие: Балдан Санхиров строит просторный, красивый новый дом для сына, который скоро закончит институт и приедет в род ной колхоз. Колхозники оказывают ему посильную помощь, надеясь, что возле этого нового дома со временем появится целый поселок таких же домов. Однако для народа, который веками вел кочевой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2