Сибирские огни, 1958, № 11

Большинство из них было уже опубли­ ковано раньше, но в сборнике они за­ звучали по-новому, с новой эмоциональ­ ной силой. Эти рассказы, красочные и самобытные, воссоздают образы совет­ ской действительности. Они органиче­ ски связаны идеей социального и духов-'- ного возрождения бурят-монгольского народа. Их большая познавательная и эстетическая ценность неоспорима. Два первых рассказа — «Спор под заклад» и «Богатство» — рисуют жизнь и быт бурят-монгольского улуса накану­ не революции 1917 года. В них на судь­ бах простых людей раскрывается вопи­ ющая социальная несправедливость ста­ рого мира, беспросветная нищета чест­ ных тружеников, корыстолюбие и жесто­ кость богачей. Бедняк Галши весь свой век трудится в поте лица, он мастер на все руки и любит работу. Но от непосильного на­ пряжения и бесконечной нужды он стал в пятьдесят лет дряхлым стариком, без­ зубым и седым, у него «морщины на лице легли так густо, будто он в лесу всю паутину на себя собрал». И ничего, кроме долгов, Галши не нажил. Его жена — такая же вечная труженица, его семеро детишек постоянно голода­ ют. А Галши очень любит семью и готов ради нее на все. И вот он на спор под заклад съедает с непреодолимым отвра­ щением у богача Гамбал-бабая десять фунтов жирного бараньего мяса, чтобы двадцать фунтов отнести домой голод­ ной семье. А вот бедняк Монтоон ничем не мо­ жет помочь своей семье: он вечно болен, болезнь стала его тенью, которая «ни­ когда, ни на шаг не отставала от его хилого, беспомощного тела», а вся его жизнь, как и жизнь всех бедных людей улуса, походила «на выжженную солн­ цем степь без сочных трав и ярких цве­ тов». Однажды в покос Монтоон окон­ чательно слег и стал тяжелой обузой в семье. Терзалась душа его от невеселых дум. Вот его сыновья — «полуголод­ ные, босые, лохматые, они сидят у чу­ гуна, едят деревянными ложками зава­ руху из отрубей, без сметаны и соли. Сыновья — два куска его сердца... Что он оставит им, кроме нищеты и долгов? Ничего...» И лежа в постели, Монтоон начинает мечтать о «богатстве», которое вдруг появилось бы у него: «Ну, скажем, пятьдесят рублей. Нет, даже сто, даже больше — двести рублей...». Жена «вер­ нула бы долги, на остаток купила бы доброго, смирного коня, для себя — ха­ лат, детям — крепкие штаны, потом не­ сколько мешков зерна и муки». И так велико было желание Монтоона пода­ рить перед смертью семье двести рублей, что мечта стала казаться былью, выдум­ ка правдой, и, умирая, он все твердил о кладе, зарытом где-то в куче навоза. Родные перерыли все вокруг и, разу­ меется, ничего не нашли. «Счастье» было возможным только в больном во­ ображении умирающего. Затем идут рассказы о судьбах бурят- монголов в первые годы после револю­ ции, когда новые социальные отношения стали проникать в самые глухие уголки края. Формирование социалистического уклада совершалось мучительно и мед­ ленно, в борьбе с цепкими пережитка­ ми прошлого в народе, который веками жил в тисках эксплуатации и косности, в плену суеверий и невежества. И об этом Чимит Цыдендамбаев поведал нам как талантливый художник. Он создал яркие и выразительные образы, в которых старое и новое, прошлое и на­ стоящее переплетаются в упорной борьбе. Самым значительным событием в жизни бурят-монгольского народа в то время был, пожалуй, передел земли (рассказ «Земля»), Слухи о нем появи­ лись там, «как невиданные цветы». Те, кто владел обширными покосами и за­ ливными лугами, как могли, мешали зе­ мельному переделу. Это были грамот­ ные люди; они старались извратить со­ ветские законы и запутать безграмот­ ных улусников. И советская власть от­ крыла школы ликбеза в улусах и кур­ сы для крестьянской молодежи в горо­ дах, чтобы никто не мог больше обма­ нывать трудовой народ. Люди поднима­ ли головы, возрождались для новой жизни. Молодежь шла вперед, тянула стариков. Это было не так уж просто. Когда комиссия по распределению зем­ ли выделила лучший покос самой бед­ ной, одинокой и беспомощной старухе Ворсой, та неожиданно отказалась: «Я всю жизнь прожила без чужого покоса, без чужого добра. Мне и жить-то оста­ лось мало... Ради всех богов, не давайте мне чужого, не надо мне. Пожалейте меня, не давайте мне покоса Данзана-. бабая... Зачем мне его земля?.. Она мне поперек горла встанет». Да, ничего чужого не тронула за всю свою жизнь честная труженица, а вот у нее богачи отобрали со дня рождения все, даже же­ лание жить по-человечески. Надо было бороться за нее против нее самой. Большинство рассказов Чимита Цы- дендамбаева посвящается современной действительности, простым людям на­ ших дней. Это не только картины внеш­ него мира, но и внутренней жизни геро­ ев, это природа, быт и духовное станов­ ление нового человека, его радости и горести, дела и планы. В рассказе «Новый дом» изображает­ ся довольно незначительное событие: Балдан Санхиров строит просторный, красивый новый дом для сына, который скоро закончит институт и приедет в род­ ной колхоз. Колхозники оказывают ему посильную помощь, надеясь, что возле этого нового дома со временем появится целый поселок таких же домов. Однако для народа, который веками вел кочевой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2