Сибирские огни, 1958, № 11
Книмсн ere КОГДА ЧИТАТЕЛЬ УЛЫБАЕТСЯ А улыбается он при чтении рассказов М. Сыровой непременно. Улыбается потому, что в своей основе произведе ния писательницы очень искренние, на полнены замечательным жизнелюбием. Лукавая задоринка, целый каскад шу ток, забавных сравнений, метких замеча ний не оставляют читателя равнодуш ным. Недаром первый сборник расска зов и очерков М. Сыровой так охотно раскупается. В рассказе «Живая пища» писатель ница делает шутливое «исследование». «Директор пообедал в заводской сто ловой. В этой фразе, если хотите знать, содержится не один, а целая связка ключей к пониманию образа. В самом деле, каждый ли директор, имея на ра боте машину, а дома — жену, останется обедать на заводе, вместе с рабочими?» И далее следует целая серия «логиче ских» выводов, рисующих облик дирек тора — чинуши и рутинера, который и такие, дорогие для советского челове ка, понятия, как демократизм, чуткость, простота в обращении, сумел превра тить в ширму для своих неприглядных делишек. В лаконизме повествования, в стрем лении возможно больше оставить на долю воображения читателя, в предель ном внимании к внутреннему смыслу са мых обычных фактов и поступков — в этом особенность рассказов М. Сыро вой. ...Сережа Перевалов — актер драма тического театра, возвращаясь поздним вечером со спектакля, вслух репетиро вал роль из «Разбойников» Шиллера. Спрыгнув с обрыва реки, он насмерть перепугал какую-то парочку, причем мужчина пустился наутек, бросив свою спутницу. Артист проводил девушку домой. Прошел месяц. В последний день га стролей Перевалов получил открытку с четырьмя словами: «Спасибо за пры жок. Мария». Как видим, внешних событий в рас сказе совсем немного. Да и пересказаны они чрезвычайно лаконично. Как было бы заманчиво основное событие — прыжок Сережи — передать во всех подробностях! Ну, процитировать хотя бы строчку из монолога Карла Моора, ■ 11 Майя Сырова. «Прыжок» . Новосиб. изд., 1958. так перепугавшего трусливого кавалера. Но М. Сырова удержалась от соблазна, справедливо полагая, что воображение читателя дорисует все обстоятельства происшествия. Освобожденный от всех иллюстративных подробностей, рассказ концентрирует внимание на внутреннем мире героев, на их мыслях и пережива ниях. Вот наш артист в прекраснейшем рас положении духа идет домой. Событие на берегу реки, внезапное бегство мужчины вызывают его недоумение, которое бы стро сменяется любопытством. Сережин фонарик освещает «добычу». «Электрический зайчик вежливо за мер на месте, осветив две босые ноги и цветастый подол». Затем, «став озор ным», он скакнул вверх, к лицу девуш ки... «Сами посудите, — в скобках за мечает автор, — может ли молодой че ловек, случайно увидев стройные де вичьи ноги, не заглянуть в лицо?» Не ожиданные слезы девушки не на шутку встревожили Сергея. Он готов последни ми словами изругать себя за то, что не взначай разбил чужое счастье. «— Не прыгни я с этого дурацкого обрыва так не вовремя, люди бы и сей час были счастливы. Поженились бы и до конца дней не знали разочарований. Жизнь ведь может пройти так, что не подвернется случая мужу обнаружить свою трусость, а жене — заметить ее». Но вскоре сердитое молчание девуш ки вызывает раздражение: уж не соби рается ли она бежать от правды? «— Уж не думает ли улыбающаяся де вица, что без Сережиного прыжка ее жених не показал бы, какой он же лудь?» И позднее, через месяц, смущенно и радостно прочтет Сережа записку де вушки со словами благодарности. Рассказ, бедный событиями внешни ми, богат напряженной внутренней жизнью героя. Многообразие и даже противоречивость чувств и мыслей Сере жи Перевалова умещаются в одном ха рактере, и характер этот — человека цельного, не признающего компромиссов с совестью. Как попытка раскрыть тончайшие, еле уловимые переливы чувств героев, интересен рассказ «Первый взгляд». Сюжет его опять-таки очень прост. Не кто, кого друзья называют романтиком, приехал в гости к сестре своего друга с тем, чтобы пробыть там три дня, а если понравится —• и дольше. Но пер вый недружелюбный взгляд девушки решил все: гость в ее доме не остался.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2