Сибирские огни, 1958, № 11

ключенческой литературы, выяснить, наконец, в чем они состоят, и закрыть раз и навсегда спасительную лазейку для халтурщиков. Кто это должен делать? В первую очередь, литературоведы. Это их пря­ мая обязанность, их хлеб. Но, как ни странно, у нас до сих пор нет ни одной более или менее обстоятельной работы, исследующей художественные особен­ ности приключенческой литературы. Я подчеркиваю — художественные особен­ ности. Потому что требования высокой, идейности и художественности являют­ ся непременными в отношении всех видов художественной литературы, в том числе и приключенческой. Но при этом надо учесть, что в разных жанрах и ви­ дах литературы художественность проявляется по-своему. Здесь, я считаю, и кроется основной просчет критиков, обрушивающихся на приключенческие книги только с «общих» позиций и не принимающих во внимание их художественные особенности. А ведь писатель никогда не пользу­ ется сразу всеми художественными средствами. Он выбирает из них те, кото­ рые больше всего соответствуют жанру, виду произведения, его замыслу и т. д. И никто не в праве упрекать писателя, например, за то, что он не воспользо­ вался методом психологического анализа для раскрытия характера своего ге­ роя, а сделал это через восприятия других действующих лиц. Так вот, какие же художественные особенности присущи приключенческой литературе? Какие законы должен признать над собой писатель, работающий в этом виде литературы, и с чем должны считаться критики, разбирающие его произведения? Яснее всего видны-эти особенности, если сравнить произведения одного и того же писателя, работающего в разных жанрах. Пытаясь хотя бы для себя найти правильное решение, я снова и снова очень внимательно перечитывал «Хождение по мукам» и «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого, «Военную тайну» и «На графских развалинах» А. Гайдара, некоторые книги зарубежных писателей, выступавших в качестве авторов обычных и приключенческих книг. И вот к какому выводу я пришел. Для приключенческих произведений харак­ терны следующие особенности, отличающие их от произведений других видов художественной литературы: стремительность действия, исключительность обстоятельств, наличие какой-либо тайны, чаще всего читателю неизвестной и раскрываю­ щейся в конце книги, более значительная, чем в книгах другого рода, роль случайности, отсутствие боковых ответвлений сюжета и значительных отступлений, характер героя раскрывается не в описаниях и анализах, а проявляется,. главным образом, в действии. Конечно, художественные особенности, присущие приключенческой лите­ ратуре, не есть что-либо застывшее, неизменное, обязательное в строго опреде­ ленных пропорциях. Они могут проявляться и в большей и в меньшей степени. Но все же писатель-приключенец не может с ними не считаться. Я, например, думаю, что неудача, постигшая Н. Шпанова с книгой «Ученик чародея», в зна­ чительной степени происходит от того, что писатель не посчитался с особенно­ стями жанра, перегрузил повествование второстепенными деталями, многочис­ ленными отступлениями и ответвлениями сюжета, замедлил развитие деи- ствйя Немалый вред развитию нашей приключенческой литературы наносит одно весьма распространенное заблуждение, которое нередко разделяют и писатели. С Г А r»m /-»ТТТТГРОТЛОФ Л т о ' Г Л Т Т Ш П T T R V Утверждают, что приключенческая литература — это литература только двух тем: борьба против шпионов и борьба против уголовных элементов. Отсюда две тенденции. Первая: искусственно сужать рамки приключенческой литературы и низводить ее. таким образом, до уровня литературы на второстепенные и т-ретье- ПТР°ДрайДзераЯ’ Г С Г Г г й й » ср о кГ ^пГ Нилина, «Сержанта I пе живет ООЛЬНОИГ литекари дс onaci. vyxa ~ Пгт^^т полная драматизма и напряжения борьба за спасение жизни человека. Здесь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2