Сибирские огни, 1958, № 11

го, как автор уже основательно познакомил с ними читателя. Рисуя портрет замаскировавшегося врага, главного организатора всех преступлений, автор слишком рано прибегает к черным краскам, разоблачая его несколько’раньше чем следовало бы сделать по сюжету. Книг научно-фантастического жанра, изданных в Сибири, найти невозмож­ но. И это очень и очень плохо. Мы не хотим фантазировать, мы ленимся по­ смотреть вперед, заглянуть в то будущее, к которому идем. Техническая мысль у нас далеко обогнала художественную, в технике построены такие вещи, что каждая из них могла бы быть темой научно-фантастического романа. В. И. Ленин недаром говорил, что фантазия — вещь необычайной цен- ности. Ведь только его гениальная мечта помогла ему в разоренной стране, при свете керосиновой коптилки разглядеть электрическое зарево над Днепрогэсом, то зарево, которое не смог увидеть такой фантаст, как Герберт Уэллс. Заглянуть в будущее нашей техники попытался Г. М. Пушкарев. Он дав­ но уже работает над книгой «Повесть о будущем». Я знаю, что она встретила много возражений и поэтому еще не издана. Между тем уже сейчас ясно: по­ весть стоит того, чтобы ею заинтересовалось издательство. Сюжет книги прост. Дело происходит в недалеком будущем, еще до 2000 года. Группа выпускников средней школы —у автора это одиннадцатый класс,— чтобы выбрать себе профессию по душе, едет на предвузовскую практику по стране. Одни попадают на Алтай, где знакомятся с освоением рудных богатств, со строительством гидростанции на Бии; другие -— в Кулундинские степи, где собираются небывалые урожаи пшеницы; третьи объезжают заводы страны и знакомятся с передовой техникой. Автор показывает, что техника в стране достигла невиданного расцвета. Освоена энергия распада атома, уже исчезли и теплоходы, их заменили ато- мовозы и атомоходы, не нуждающиеся ни в угле, ни в бензине. По автостра­ дам проложены ленты высокочастотных кабелей, энергия которых передается идущим над ними электромобилям. Теплое морское течение повернуто к север­ ным границам страны, северные острова отепляются атомной энергией, и там, где были вечные льды, сейчас зеленеют деревья. Построены гигантские заво­ ды-автоматы, пустынные степи Средней Азии орошаются искусственными дож­ дями, колхозники собирают в пустынях по два-три урожая в год. Сейчас еще рано давать всестороннюю оценку произведения, но вполне ясна научно-техническая эрудиция автора. Ему несомненно пришлось прочи­ тать много книг по технике, и все это настолько увлекло Г. Пушкарева, что он забыл и о времени и о пространстве, и о том, что ему надо бы отобрать фак­ ты, он увлекся, попытался объять необъятное, и обилие материала захлестну­ ло его, он потерялся среди этого океана техники как художник. Это — самый существенный недостаток в целом интересной повести. Автору предстоит еще немало поработать. Необходимо только вдохнуть в него уверенность, что тема, которую он развивает в своей повести, нужна, очень нужна. Нарождающаяся советская приключенческая литература требует к себе большего внимания, чем до сих пор она имела. М . Михеев. В се ли требования справедливы? Начну с эпизода, произошедшего на недавнем отчетно-выборном собрании писательской организации нашего Алтайского края. После окончания доклада поднимается с места некий гражданин (на собрании присутствовали не только писатели) и спрашивает: — Можно вопрос?.. Почему краевое издательство до сих пор издает кни­ ги такого-то автора? Докладчик, к которому был обращен вопрос, счел нужным уточнить. — О чем именно вы спрашиваете? У этого писателя разные книги. Есть для детей и юношества, есть приключенческие. — Я имею в виду приключенческие. — Если так, то я с вами согласен. Детектив нам не нужен. Но запретить его издавать мы не можем. Не все разделяют наше с вами мнение... В этой небольшой «интермедии», по-моему, очень четко проявились опре­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2