Сибирские огни, 1958, № 11

днем науки и техники, а другие представ­ ляются современному человеку наивны­ ми? Потому что этот писатель — настоя­ щий, большой художник, его произведе­ ния будят мысль юного читателя, учат его задуматься над жизнью. Б. Рясенцев говорил о богатой исто­ рии приключенческой литературы. Что такое, в конце концов, древняя «Одис­ сея», как не цепь удивительных приклю­ чений героя? Это и понятно. Издревле людей влекло и интересовало новое, не­ изведанное, необычное. Важно дать вер­ ное направление этому естественному и хорошему стремлению человеческой души, сделать литературу приключений орудием увлекательного познания жизни и ее законов. Б. Рясенцев полемизиро­ вал с высокой оценкой М. Михеевым повести Н. Волкова «Не дрогнет рука». Национальные традиции русской ли­ тературы, ее глубокий психологизм, бо­ гатство мыслей не должны быть забыты и писателями - «приключенцами». Об этом сказал в своем выступлении А. Ни- кульков. К сожалению, авторы ряда книг предпочитают копировать «тради­ ции» худших образцов западной «буль­ варной» литературы. Писатели часто за­ ботятся не о новизне мысли, а лишь о «новизне» случаев, из которых склады­ вается фабула. Конечно же, такая «но­ визна» — мнимая. Замечательные мастера приключен­ ческой литературы прошлого были, прежде всего, гуманистами, подчеркнул Ю. Магалиф. Лучшие книги Жюля Вер­ на, Фенимора Купера, Майн-Рида, Гер­ берта Уэллса, приключенческие и науч­ но-фантастические произведения А. Н. Толстого проникнуты большими мысля­ ми, высокими чувствами. Увлекая чита­ теля остротой и необычностью сюжета, они, вместе с тем, будят в нем хоро­ шие, благородные помыслы. Гимн могу­ ществу освобожденного человеческого разума, протест против колониализма и расового угнетения, осуждение бесчело­ вечной капиталистической «цивилиза­ ции машин», развенчание буржуазного индивидуализма — вот какие идеи на­ ходят свое воплощение в этих книгах! В них действуют живые люди со слож­ ными, интересными характерами. А наши писатели подчас рисуют своих героев очень однобоко. Если герой поло­ жительный — у него развита лишь одна черта: беспощадность к врагам. Если персонаж отрицательный — то рисуется обязательно «злодей» без единой чело­ веческой черточки. И то и другое — на­ рушение правды жизни. С интересом было выслушано вы­ ступление полковника в отставке И. Ку- бова, свыше тридцати лет проработавше­ го в оперативных органах. Для создания произведения приключенческого жанра, сказал он, знание жизни так же необхо­ димо, как и для написания любой дру­ гой книги. Только это знание должно быть глубоким, оно не может быть огра­ ничено лишь «знанием» внешних фак­ тов. Лишь в таком случае могут быть созданы подлинно художественные, бое­ вые произведения. А приключенческие книги должны быть боевыми! Разговор на литературной «среде» получился интересным и поучительным. Больше внимания приключенческой литературе! Вопросами, связанными с особенностями жанра приключенческой литера­ туры, я начал интересоваться задолго до того, как задумал написать свою пер­ вую приключенческую повесть. Вскоре я убедился, что теория приключенче­ ского творчества — это белое пятно в общей теории художественной литера­ туры, и наши литературоведы и критики ею не занимаются. Даже на недавнем, тщательно подготовленном совещании в Москве по приключенческой литера­ туре было много споров, но мало выводов. Поэтому мне хочется поделиться своими общими и, возможно, спорными суждениями. У приключенческой литературы есть, на мой взгляд, весьма существенные особенности, позволяющие говорить о ней как о своеобразном виде художест­ венной литературы. Приключение в литературном произведении ■— это интерес­ ное, занимательное происшествие. А происшествие — это не совсем обычный случай. Можно сказать, что художественное произведение на приключенческую тему — это занимательный рассказ о необычном случае или серии необычных случаев, объединенных общим сюжетом. Я хочу подчеркнуть слово «необычный», так как оно в основном и опре­ деляет специфику приключенческого произведения и придает ему заниматель­ ность. Для достижения этой необычности автор приключенческого произведе­ ния может фантастически смешивать события, гиперболизировать факты и слу­ чаи и применять краски более яркие и резкие, чем те, какие читатель привык встречать в обыденной жизни. Характеры героев, как правило, развиваются в действиях и в острых конфликтах. Следовательно, приключенческая литература отличается от «неприключен­ ческой» и способом подачи материала, и приемами воздействия его на читате­ ля. И, хотя здесь может быть множество промежуточных явлений, в основном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2