Сибирские огни, 1958, № 11
днем науки и техники, а другие представ ляются современному человеку наивны ми? Потому что этот писатель — настоя щий, большой художник, его произведе ния будят мысль юного читателя, учат его задуматься над жизнью. Б. Рясенцев говорил о богатой исто рии приключенческой литературы. Что такое, в конце концов, древняя «Одис сея», как не цепь удивительных приклю чений героя? Это и понятно. Издревле людей влекло и интересовало новое, не изведанное, необычное. Важно дать вер ное направление этому естественному и хорошему стремлению человеческой души, сделать литературу приключений орудием увлекательного познания жизни и ее законов. Б. Рясенцев полемизиро вал с высокой оценкой М. Михеевым повести Н. Волкова «Не дрогнет рука». Национальные традиции русской ли тературы, ее глубокий психологизм, бо гатство мыслей не должны быть забыты и писателями - «приключенцами». Об этом сказал в своем выступлении А. Ни- кульков. К сожалению, авторы ряда книг предпочитают копировать «тради ции» худших образцов западной «буль варной» литературы. Писатели часто за ботятся не о новизне мысли, а лишь о «новизне» случаев, из которых склады вается фабула. Конечно же, такая «но визна» — мнимая. Замечательные мастера приключен ческой литературы прошлого были, прежде всего, гуманистами, подчеркнул Ю. Магалиф. Лучшие книги Жюля Вер на, Фенимора Купера, Майн-Рида, Гер берта Уэллса, приключенческие и науч но-фантастические произведения А. Н. Толстого проникнуты большими мысля ми, высокими чувствами. Увлекая чита теля остротой и необычностью сюжета, они, вместе с тем, будят в нем хоро шие, благородные помыслы. Гимн могу ществу освобожденного человеческого разума, протест против колониализма и расового угнетения, осуждение бесчело вечной капиталистической «цивилиза ции машин», развенчание буржуазного индивидуализма — вот какие идеи на ходят свое воплощение в этих книгах! В них действуют живые люди со слож ными, интересными характерами. А наши писатели подчас рисуют своих героев очень однобоко. Если герой поло жительный — у него развита лишь одна черта: беспощадность к врагам. Если персонаж отрицательный — то рисуется обязательно «злодей» без единой чело веческой черточки. И то и другое — на рушение правды жизни. С интересом было выслушано вы ступление полковника в отставке И. Ку- бова, свыше тридцати лет проработавше го в оперативных органах. Для создания произведения приключенческого жанра, сказал он, знание жизни так же необхо димо, как и для написания любой дру гой книги. Только это знание должно быть глубоким, оно не может быть огра ничено лишь «знанием» внешних фак тов. Лишь в таком случае могут быть созданы подлинно художественные, бое вые произведения. А приключенческие книги должны быть боевыми! Разговор на литературной «среде» получился интересным и поучительным. Больше внимания приключенческой литературе! Вопросами, связанными с особенностями жанра приключенческой литера туры, я начал интересоваться задолго до того, как задумал написать свою пер вую приключенческую повесть. Вскоре я убедился, что теория приключенче ского творчества — это белое пятно в общей теории художественной литера туры, и наши литературоведы и критики ею не занимаются. Даже на недавнем, тщательно подготовленном совещании в Москве по приключенческой литера туре было много споров, но мало выводов. Поэтому мне хочется поделиться своими общими и, возможно, спорными суждениями. У приключенческой литературы есть, на мой взгляд, весьма существенные особенности, позволяющие говорить о ней как о своеобразном виде художест венной литературы. Приключение в литературном произведении ■— это интерес ное, занимательное происшествие. А происшествие — это не совсем обычный случай. Можно сказать, что художественное произведение на приключенческую тему — это занимательный рассказ о необычном случае или серии необычных случаев, объединенных общим сюжетом. Я хочу подчеркнуть слово «необычный», так как оно в основном и опре деляет специфику приключенческого произведения и придает ему заниматель ность. Для достижения этой необычности автор приключенческого произведе ния может фантастически смешивать события, гиперболизировать факты и слу чаи и применять краски более яркие и резкие, чем те, какие читатель привык встречать в обыденной жизни. Характеры героев, как правило, развиваются в действиях и в острых конфликтах. Следовательно, приключенческая литература отличается от «неприключен ческой» и способом подачи материала, и приемами воздействия его на читате ля. И, хотя здесь может быть множество промежуточных явлений, в основном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2