Сибирские огни, 1958, № 11
решение проблемы закономерно вытека ет как из внутренней логики образа ге роини, так и из всех обстоятельств ее жизни, обстоятельств, в основе своей ти пичных для большинства советских лю дей. По-иному, чем у А. Коптяевой, но столь же правдиво и оптимистически решает аналогичную семейную пробле му писатель Е. Руднев в романе «Сча стье всегда впереди» («Москва», № 5—7, 1958 г.). Здесь тоже имеется «треугольник»: Иван Чудов, его жена Зина и Ольга Звягинцева. Любовь, воз никшая между Иваном и Ольгой, нанес ла тяжелые раны семейному счастью Зины. Однако Ольга, проверяя свое чув ство, убеждается в том, что оно недо статочно глубоко, что настоящей женой Чудову может быть все-таки только Зина. К такому же выводу после нелег ких раздумий приходит и Чудов. Бывает и так, что нет ни «треуголь ника», ни другой геометрической фигу ры, супруги верны один другому, и все- таки в семье возникает трещина. Подоб ный случай мы наблюдаем в отношениях Леонида Бибисова, работника редакции областной газеты, и его жены Лизы (по весть А. Никулькова «Крепилину при ходится отступать»). Есть в этой семье любящие муж и жена, есть сын Виталь ка, а счастья нет. Корень зла, как видно, в том, что Лизу не удовлетворяет и угнетает поло жение домохозяйки. По ее признанию, она истосковалась и отупела в одиноче стве: «Стряпня, стирка, полы... В при слугу, в поломойку превратилась она!.. Что же, сама виновата... Да и муженек помог превратиться...». В отношении Лизы к мужу появляются сварливость, подозрительность, озлобление. Посто янные домашние придирки мешают Леониду спокойно отдаться работе, не основательные подозрения раздражают его. Совместная жизнь становится невоз можной. Уход от Леонида и поступление на швейную фабрику возвращают Лизе утраченную самостоятельность и уве ренность в себе. Вместо измученной, опустившейся «прислуги» мы видим уже подтянувшуюся, привлекательную жен щину. Но положение «брошенной жены» невыносимо для нее. Не легче, а хуже стало и Леониду после ухода Лизы. В конце концов распавшаяся было семья восстанавливается на более прочной нравственной основе. Все это показано в повести достаточно ярко и убеди тельно. Но попутно следует затронуть один хотя и не первостепенной важности и пусть даже спорный вопрос. Должно быть, миллионы женщин на ходятся еще у нас в положении домаш них хозяек. Трудно сказать, долго ли будет существовать эта обреченная на отмирание «профессия». Но факт ее су ществования в нашем поколении под тверждается уже тем, что редко можно встретить художественное произведение, в котором не изображалась бы так или иначе женщина, целиком отдавшаяся служению семье. Только всегда ли наши писатели справедливы в отношении к этой категории людей? Хотелось бы встречать в литературе и такую семью, в которой женщина, даже став домаш ней хозяйкой, не теряет чувства своей общественной полезности, сохраняет и женственность и духовную полноцен ность. Повторяем, в решении вопросов люб ви и семьи не может быть шаблона. Весь гвоздь в индивидуальных характерах и типической обстановке. Но, поскольку есть определенные характеры и обста новка, писатель должен найти верное решение. Верим, что и в этом направлении на ши писатели создадут новые полнокров ные и целостные в благородстве чувств и помыслов образы наших современни ков, новые произведения, решающие большие жизненные проблемы, утверж дающие высокие нравственные устои нашего общества. Для всего этого наша литература располагает неисчерпаемым жизненным материалом, ибо в самом процессе борьбы за коммунизм рожда ются замечательные герои, воплощаю щие в себе высокие душевные качества и черты коммунистической морали.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2