Сибирские огни, 1958, № 11
шений, занимающих в романе Г. Нико лаевой «Битва в пути» большое место, не получилось столь же целостного ха рактера Бахирева, какой раскрывается в общественно-производственном плане произведения. Вообще, где добро и где зло в личных отношениях героев — не легко разобраться, но мы и не требуем прямолинейного, лобового решения. Если предположить, что здесь тоже есть конфликт передового и консерва тивного начал, то добро, очевидно, во площено в отношениях Бахирева и Тины. Было бы ханжеством оспаривать естественность возникшего у них чувст ва любви друг к другу. Не в пример не которым произведениям здесь читатель видит, что любовь не свалилась неиз вестно откуда, подобно стихийному бед ствию, а родилась в постоянном друже ском общении по совместной работе и борьбе, из взаимной симпатии этих лю дей, общности их взглядов, интересов, вкусов. Настоящее, большое и глубокое чувство — это благо. В таком случае, зло — это все, что мешает Бахиреву и Тине создать новую семью, все то, что уродует их любовь и вынуждает прятать ее от коллектива как нечто безнравственное. Что же это та кое? Может быть, устарели и неправиль но, несправедливо стесняют свободу личности определенные общественные нормы и привычные критерии нравст венности, а судьба Тины и Бахирева — это своего рода художественный про тест против обветшалых традиций? Нет, в романе не содержится намека на по добное. Зло — это, стало быть, какие-то объективные обстоятельства жизни ге роев, в силу которых место их чувству нашлось, да и то ненадолго, лишь на за дворках большой и красивой жизни, в наемной хибаре? Но если рассматривать конкретные обстоятельства, то и такой вывод представляется сомнительным. Вряд ли можно винить во всем обстоя тельства. Сложность обстановки в том, что и Тина, и Вяхирев — уже семейные люди. Если у Тины в семье вопрос решается проще — детей нет, муж сравнительно легко переживает случившееся, да к тому же его давно и преданно любит другая женщина, то у Бахирева в семье значительно сложнее. Во-первых, он имеет детей. Во-вторых, есть жена. Она — домохозяйка, и поэтому, по за мыслу автора, в противоположность Тине — передовой производственнице, всесторонне одаренной и развитой, кра сивой молодой женщине, — существо ограниченное, оторвавшееся от жизни, на способное ни на что, кроме устройства грандиозного скандала. Она не представ ляет иной жизни, помимо существую щей семьи. Но ведь если жена Бахирева Катя действительно такова, что, став домохо зяйкой и домработницей, потеряла само стоятельность, а вместе с нею уважение и любовь мужа, если и после случивше гося стремление удержать его в семье возобладало в ней над чувством женско го и человеческого достоинства, то та кой, должно быть, сделала ее совмест ная с Вяхиревым жизнь. Следователь- йо, зло (если это зло) не сама по себе Катя, а условия ее воспитания и жизни •в данной семье, условия, складывав шиеся много лет с участием Бахирева. Поэтому Вяхирев, никогда, возможно, и не любивший жену по-настоящему, все же не может считать себя вполне сво бодным от моральных обязательств по отношению к ней, не говоря уже о детях. Отсюда и непоследовательность поступ ков героя, дважды проявившего, так сказать, моральную неустойчивость во внутреннем конфликте между чувством любви к Тине и сознанием нравственно го долга. И сам конфликт выглядит в романе как роковой, непреодолимый. Вяхирев все же остался в семье, но, поскольку произошло это не по глубокому нравст венному убеждению, не по внутренне пришедшему решению, а только под давлением «роковых» обстоятельств, создается впечатление, что битва за лич ное счастье безнадежно проиграна. Не могут же служить утешением для Вяхи рева и для сочувствующего ему читате ля размышления писательницы о том, что в будущем коммунистическом обще стве подобные вопросы будут решаться проще и легче! Да, в будущем будут другие люди, другие обстоятельства и другие реше ния, хотя, надо заметить, всегда будут существовать какие-то нормы поведения и общественное мнение, осуждающее на рушение этих норм. Но дело не в этом. Дело в том, что к будущему-то наше об щество идет через настоящее, а в на стоящем получилась отнюдь не опти мистическая трагедия. Поставленный писательницей большой общественной важности вопрос так и не нашел положи тельного художественно-психологиче ского решения. Образ же Бахирева, без условно, во многом от этого проиграл с точки зрения его цельности, завершен ности. Иное решение для своих героев на шла А. Коптяева в романе «Дерзание». Анализируя вслед за писательницей взаимоотношения и душевную жизнь профессора Аржанова и его жены Вари, хороших советских людей, читатель вос принимает разрыв между ними как неиз бежное. Писательница сумела психологи чески тонко обосновать невозможность сохранения данной семьи. Но самое цен ное то, что так же, как в романе «Иван Иванович», большая личная трагедия здесь решена оптимистически: мучи тельно пережив крах личных чувств, Варя все же не утратила воли к жизни и смогла сбросить гнет страдания. Такое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2