Сибирские огни, 1958, № 11

ность мировоззрения и характера, выра­ женная в его коммунистической идейно­ сти и преданности народному делу, це­ лостность в мыслях и поступках, в труде, в бою, в любви. Ему чужда та раздвоенность души, когда человек — оптимист в общественных делах и песси­ мист, паникер — в столкновениях с про­ тиворечиями в личной жизни, в семье, в быту. Социальный оптимизм органи­ чески слит в нем с жизнерадостностью и уравновешенностью личной психики. Наша литература очень многого до­ стигла в изображении характера совет­ ского человека. Правомерно, что ее ге­ роев занимают прежде всего не мелкие противоречия и недоразумения личного порядка, а самое основное — то, что определяет успехи коммунистического строительства. Поэтому и раскрываются характеры ее героев не столько в лю­ бовных коллизиях и в преодолении бы­ товых дрязг, сколько в созидательном труде. И здесь, что особенно надо от­ метить, поступки героев всегда логичны, строго мотивированы, вполне соответст­ вуют обстоятельствам и индивидуально­ му характеру каждого из них. Тем до­ саднее наблюдать подчас иное, когда авторы подходят к изображению «лич­ ной жизни» героя. Создать образ героя во всех отноше­ ниях положительного и вместе с тем по­ казать его во всей сложности и богат­ стве внутреннего мира, да к тому же в развитии — это, бесспорно, нелегко. Этим, видимо, объясняется появление таких романов и пьес, авторы которых, хорошо отражая черты передовика-нова- тора, смело и умело сокрушающего все отсталое, не останавливающегося в борьбе во имя общественных интересов перед личными неудобствами и лише­ ниями, словно бы теряются, как только заходит речь о семейно-бытовой стороне его жизни. Но не в том ли причина, что нередко вместо подлинной борьбы с пережитками старой психологии и морали изобража­ ются случайные и мелочные неурядицы, вместо подлинной глубины и силы чув­ ства — гиперболизированные, а в сущ­ ности мелкие переживания, в плену ко­ торых безнадежно барахтается герой? Не потому ли раздваивается обр&з и мы видим уже не положительного героя, а какого-то двуликого, двоедушного че­ ловека, трусливо прячущего от общест­ венного мнения свою «личную жизнь»? Получается, что писатель сам не разо­ брался в противоречиях психологии свое­ го «сложного» героя и затрудняется дать его поступкам верную общественную оценку. А читатель или зритель остает­ ся в недоумении: чему учит нас этой своей стороной произведение, какие но­ вые человеческие отношения в нем за­ печатлены, что отстаивает и в чем убеж­ дает нас автор? Такие произведения не рождйют оптимистических чувств. Мы вовсе не за упрощенный подход, к изображению действительности. На­ против, мы считаем, что еще мало соз­ дано книг, спектаклей, фильмов, в кото­ рых не мимоходом, а специально и глу­ боко, правдиво и смело решались бьг животрепещущие темы новой морали,, семьи, любви. Нельзя уходить от пока­ за в литературе реальных противоре­ чий и конфликтов, встречающихся в личной жизни, в семье, в быту. И мьг понимаем, что драматург, например, вправе взять в основу драмы несчастную семью, а не счастливую, так как послед­ няя не дает материала для драмы. Но в драматических положениях особенно необходима тщательность в обрисовке характеров и обстоятельств, строгая ло­ гичность в мотивировке поступков геро­ ев. Если писатель хочет вызвать в нас сочувствие к своему страдающему ге­ рою, полностью уверить нас в глубоко- сти чувств и чистоте его помыслов, он должен нас в этом убедить1. Кроме того, мы считаем, что в изо­ бражении такого рода конфликтов со­ ветским писателям надо учитывать еще по меньшей мере три требования: Во-первых, конфликт, чтобы считать его значительным и заслуживающим изображения в нашей литературе, дол­ жен быть все-таки конфликтом между передовыми и отсталыми тенденциями в области морали и психологии. Мы признаем, что сфера личных чувств, ин­ тимных переживаний и отношений лю­ дей очень сложна. Но нельзя согласить­ ся с теми критиками, которые утвержда­ ют, будто в этой святая святых господ­ ствуют лишь вечные «роковые страсти», и поэтому нет смысла искать правого и виноватого. Нет, и здесь происходит борьба нового со старым, борьба тем более трудная, что плохое-то нередко надо преодолевать там, где так хотелось бы считать все хорошим. Во-вторых, пи­ сатель должен не только достоверно, правдиво и впечатляюще показывать драматизм положения, в котором нахо­ дится его герой, но и сам занимать пра­ вильную и четкую позицию в изображае­ мом конфликте и силой художественных средств убеждать читателей в ее пра­ вильности, помогать созданию и укреп­ лению новой морали. Наконец, особенно важно, чтобы несчастье и страдания ге­ роев не изображались как нечто роковое, неодолимое, безысходно угнетающее че­ ловека. В связи с этим следует отметить, что в изображении семейно-бытовых отно­ 1 Например, в фильме «Коммунист» глав­ ная его героиня Анюта уходит от мужа к другому, но логика образов такова, что зри ­ тели не осуждают, а одобряют ее поступок. Здесь сказывается и то обстоятельство, что уход Анюты к Василию означает в то ж е время переход ее в лагерь передовых лю ­ дей, борцов за новую жизнь. Личный конф ­ ликт в фильме неразрывно связан с соци ­ альным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2