Сибирские огни, 1958, № 11
«Битва в пути». Мы не сомневаемся, что в отношениях с Вальганом Бахирев мог поступать только так. а не иначе. Валь- ган олицетворяет все отсталое и прежде всего негодные методы руководства, а Бахирев, воплощающий передовое, должен и может преодолевать зло. Это вытекает из внутренней логики его дан ного в развитии образа .— умного, воле вого, целеустремленного человека, в конце концов понявшего необходимость связи с коллективом и опоры на коллек тив, почувствовавшего эту связь. Благо даря замечательным личным качествам героя и — главное — активному вме шательству коллектива, битва нового против старого выиграна. * * * Каким должен быть герой современ ной советской литературы? Теперь, кажется, ни у кого — ни у писателей, ни среди читателей — нет сомнения в том, что самому прогрессив ному общественному строю и самому передовому человеку — строителю ком мунизма должен соответствовать поло жительный герой. Конечно, нет и не мо жет быть никаких рецептов, никаких схем для создания образа такого героя. Нашему народу нужно больше героев, по-разному выражающих богатство вну треннего содержания советских людей, их мысли, чувства, нравственные убеж дения. Не должно быть никакой искус ственной концентрации сплошных добро детелей в лице так называемого «аб страктного человека-плюса», которым еще недавно стращали тех, кто говорил о необходимости создания положитель ного образа. Абсолютно прав писатель А. Чакэв- ский, говоря, что дело не в пропорциях положительного и отрицательного в той или иной книге: «Дело в том, куда, к чему зовет эта книга. Что хочется сде лать, прочитав ее? Совершить подвиг во имя нашего народа? Пойти на самый трудный участок работы? Вступить в бой с врагом? Спасти товарища? Помочь другу? Стать первым пассажиром меж планетного корабля? Или предаться уны нию, ругать всех и вся, не видя ничего вокруг, потрясать кулаками, драться с призраками, или, может быть, отойти от борьбы, тосковать по тихой, спокойной жизни, плюнуть на все дела, которые тебя ждут, заткнуть уши?..»1. Действительность настолько много образна, сложна и противоречива, она заключает в себе такую бездну челове ческих судеб, характеров, страстей и наклонностей, что не может вмещаться в прокрустово ложе каких-либо схем. Вместе с тем не подлежит сомнению, что в этой бесконечно сложной и проти 1 «Литературная газета», 13 мая 1958 г.- воречивой социалистической действи тельности есть вполне определенные за кономерности, которые предъявляют к литературе совершенно определенные общие требования. Одним из таких требований, по наше му мнению, является то, что положи тельным героем произведений советской литературы, посвященных современной социалистической действительности, не может быть пессимист, нытик, не веря щий в будущее, в силы народа, в кол лективные формы жизни, «критически мыслящий» скептик. Личности, противо поставляющие себя коллективу, оторван ные От народа, не только не могут быть положительными героями нашей литера туры, они вообще нежизненны в совет ских условиях, в обществе, основанном на социалистических началах. Казалось бы, наука — столь специ фическая сфера деятельности, что от рыв ученого от коллектива, если не за кономерен, то возможен. Но социалисти ческая действительность неумолимо от- метает подобные представления. Со временные научно-технические задачи решаются лишь коллективом научных работников и даже многими коллектива ми ученых и инженеров разных специ альностей в тесном содружестве с ра ботниками производства. Советские уче ные считают себя неотделимой частью еще большего коллектива — своего на рода. Только благодаря единству наукй и труда стал возможным в нашей стра не тот научный прогресс, на который с удивлением и завистью смотрят теперь даже самые развитые капиталистиче ские страны. В нашей послевоенной литературе создано много образов советских людей, глубоко ощущающих связь личного с об щественным. Их должностное положе ние разнообразно: передовые производ ственники — Журбины и Ершовы, Ав дотья Бортникова и Настасья Ковшова; руководители — Батманов и Бахирев, Мартынов и Аким Морев. Но везде их сила — в связи с народом, опираясь на поддержку которого они и добиваются успеха общего дела. Образы этих лите ратурных героев писаны в конечном ■счете с живых, реальных советских лю дей. Попытки же, вопреки жизненной правде, изобразить положительного ге роя вне коллектива неизбежно ведут либо к клевете на коллектив, на совет ское общество, либо к тому, что «герой- одиночка» оказывается на деле жалким неудачником. Мы полагаем также, что неправильно было бы видеть положительного героя в человеке, неспособном преодолевать противоречия в личной жизни и в соб ственной психологии. Дело не в том, что таких людей будто бы нет в действитель ности, а в том, что не всякую действи тельность надо утверждать. Передовому советскому человеку свойственна цель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2