Сибирские огни, 1958, № 11
искусства в формировании нового, совет ского характера и в первую очередь роль художественной литературы. В частно сти, исключительно велико значение художественной литературы в воспита нии такого нравственного качества в со ветских людях, как оптимистическое восприятие жизни со всеми ее противо речиями, готовность и умение преодоле вать все препятствия на пути коммуни стического строительства. Советской литературе чуждо унылое, пессимистическое восприятие действи тельности, но это нисколько не означает, что она замалчивает недостатки и труд ности в жизни социалистического обще ства. Вообще нельзя упрощенно пони мать оптимистический, жизнеутвержда ющий характер советской литературы. Оптимизм в литературе вовсе не означа ет, будто любое художественное произ ведение обязательно должно содержать в себе только благоприятные для поло жительных героев ситуации и благопо лучный финал. Ряд лучших произведе ний советских писателей, такие, напри мер, как «Молодая гвардия» или «Как закалялась сталь», показывают тяжелые страдания и даже гибель героев. Но, не смотря на это, они оптимистичны по вы раженной в них глубокой вере в жизнь, в силы советского человека. Возьмем, к примеру, роман М. Стель маха «Кровь людская — не водица». Судьбу главных его героев нельзя на звать благополучной. Озверевшее ку лачье убивает маленьких детей сельско го коммуниста Свирида Яковлевича Мирошниченко. В борьбе с классовыми врагами гибнет бедняк Тимофий Гори- цвит. Роман глубоко волнует читателя, но не оставляет у него ощущения подав ленности. Суровая и трагическая судьба героев, их простота, мужественность, непоколебимая убежденность в правоте дела, которое они отстаивают, — все это, данное в конкретных поступках и действиях, создает необычайной силы и красоты надолго запоминающиеся обра зы рядовых советских людей, призыва ющие следовать их примеру. Наша литература силой художествен ного слова смело бичует недостатки, от сталые взгляды, пережитки капитализма в сознании и быту. Созданы значитель ные произведения, правильно раскрыва ющие в художественных образах проти воречия социалистического общества и показывающие пути их преодоления. Таковы книги В. Овечкина, В. Кочетова, Г. Николаевой и многих других совет ских писателей. Постоянное беспокой ство, творческое горение их героев да леки от боязни противоречий. Такие про изведения помогают укреплять и разви вать оптимизм в наших людях. Нельзя не замечать или отрицать жизненные противоречия. Это ведет к благодушию и беспечности, к почиванию на лаврах. С другой стороны, нельзя и бояться противоречий, тем более нель зя преувеличивать их, выдумывать не существующие конфликты и противоре чия. Это ведет к искажению действи тельности, к панике перед реальными трудностями. Понимая это, советские читатели осудили те произведения от дельных писателей, в которых непра вильно, черной краской изображается наша действительность, сеются настрое ния уныния, неверия в возможности со циалистического строя и творческие си лы советского народа. Естественно, что буржуазные идео логи, которым очень не нравится опти мистический, жизнеутверждающий ха рактер советской литературы и искусст ва, хотят, чтобы наши писатели и дру гие творческие работники скептически мрачно, через призму буржуазного ин дивидуализма смотрели на социалисти ческую действительность, чтобы они замалчивали все положительное в нашей жизни и побольше выискивали недо статков. Не удивительно поэтому, что реакционные силы за рубежом в свое время с радостью ухватились за книгу «Не хлебом единым», пытаясь исполь зовать ее для клеветы на советских лю дей и советские порядки, при которых будто бы нет условий для расцвета лич ности. Советские писатели отвечают на это созданием новых высокоидейных и все более совершенных художественных произведений. Выдающийся пример по дал писатель М. А. Шолохов рассказом «Судьба человека». Даже в фашистском лагере смерти Андрей Соколов не чувствовал себя оди ноким, не терял веры в правоту и побе ду нашего дела. Нройдя через все ис пытания, он остался несломленным. Об раз Андрея Соколова близок и понятен нам, так как в нем отражены лучшие черты характера советского народа. При всей особенности, индивидуальности это го образа в нем раскрыты высокие нравственные убеждения, сложившиеся в советском народе и ставшие его суще ством, его плотью и кровью. Рассказ «Судьба человека», несмотря на то, что фабула его трагична и «мяг кая, но когтистая лапа» сжимает сердце читателя, глубоко оптимистичен. Опти мистически звучат даже грустные заклю чительные слова автора: «Два осиротев ших человека, две песчинки, заброшен ные в чужие края военным ураганом не виданной силы... Что-то ждет их впере ди? И хотелось бы думать, что этот рус ский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вы растет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Правдиво, жизненно, в мастерски вы лепленных образах главных героев изо бражен конфликт передового и консерва тивного начал в романе Г. Николаевой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2