Сибирские огни, 1958, № 11

искусства в формировании нового, совет­ ского характера и в первую очередь роль художественной литературы. В частно­ сти, исключительно велико значение художественной литературы в воспита­ нии такого нравственного качества в со­ ветских людях, как оптимистическое восприятие жизни со всеми ее противо­ речиями, готовность и умение преодоле­ вать все препятствия на пути коммуни­ стического строительства. Советской литературе чуждо унылое, пессимистическое восприятие действи­ тельности, но это нисколько не означает, что она замалчивает недостатки и труд­ ности в жизни социалистического обще­ ства. Вообще нельзя упрощенно пони­ мать оптимистический, жизнеутвержда­ ющий характер советской литературы. Оптимизм в литературе вовсе не означа­ ет, будто любое художественное произ­ ведение обязательно должно содержать в себе только благоприятные для поло­ жительных героев ситуации и благопо­ лучный финал. Ряд лучших произведе­ ний советских писателей, такие, напри­ мер, как «Молодая гвардия» или «Как закалялась сталь», показывают тяжелые страдания и даже гибель героев. Но, не­ смотря на это, они оптимистичны по вы­ раженной в них глубокой вере в жизнь, в силы советского человека. Возьмем, к примеру, роман М. Стель­ маха «Кровь людская — не водица». Судьбу главных его героев нельзя на­ звать благополучной. Озверевшее ку­ лачье убивает маленьких детей сельско­ го коммуниста Свирида Яковлевича Мирошниченко. В борьбе с классовыми врагами гибнет бедняк Тимофий Гори- цвит. Роман глубоко волнует читателя, но не оставляет у него ощущения подав­ ленности. Суровая и трагическая судьба героев, их простота, мужественность, непоколебимая убежденность в правоте дела, которое они отстаивают, — все это, данное в конкретных поступках и действиях, создает необычайной силы и красоты надолго запоминающиеся обра­ зы рядовых советских людей, призыва­ ющие следовать их примеру. Наша литература силой художествен­ ного слова смело бичует недостатки, от­ сталые взгляды, пережитки капитализма в сознании и быту. Созданы значитель­ ные произведения, правильно раскрыва­ ющие в художественных образах проти­ воречия социалистического общества и показывающие пути их преодоления. Таковы книги В. Овечкина, В. Кочетова, Г. Николаевой и многих других совет­ ских писателей. Постоянное беспокой­ ство, творческое горение их героев да­ леки от боязни противоречий. Такие про­ изведения помогают укреплять и разви­ вать оптимизм в наших людях. Нельзя не замечать или отрицать жизненные противоречия. Это ведет к благодушию и беспечности, к почиванию на лаврах. С другой стороны, нельзя и бояться противоречий, тем более нель­ зя преувеличивать их, выдумывать не­ существующие конфликты и противоре­ чия. Это ведет к искажению действи­ тельности, к панике перед реальными трудностями. Понимая это, советские читатели осудили те произведения от­ дельных писателей, в которых непра­ вильно, черной краской изображается наша действительность, сеются настрое­ ния уныния, неверия в возможности со­ циалистического строя и творческие си­ лы советского народа. Естественно, что буржуазные идео­ логи, которым очень не нравится опти­ мистический, жизнеутверждающий ха­ рактер советской литературы и искусст­ ва, хотят, чтобы наши писатели и дру­ гие творческие работники скептически мрачно, через призму буржуазного ин­ дивидуализма смотрели на социалисти­ ческую действительность, чтобы они замалчивали все положительное в нашей жизни и побольше выискивали недо­ статков. Не удивительно поэтому, что реакционные силы за рубежом в свое время с радостью ухватились за книгу «Не хлебом единым», пытаясь исполь­ зовать ее для клеветы на советских лю­ дей и советские порядки, при которых будто бы нет условий для расцвета лич­ ности. Советские писатели отвечают на это созданием новых высокоидейных и все более совершенных художественных произведений. Выдающийся пример по­ дал писатель М. А. Шолохов рассказом «Судьба человека». Даже в фашистском лагере смерти Андрей Соколов не чувствовал себя оди­ ноким, не терял веры в правоту и побе­ ду нашего дела. Нройдя через все ис­ пытания, он остался несломленным. Об­ раз Андрея Соколова близок и понятен нам, так как в нем отражены лучшие черты характера советского народа. При всей особенности, индивидуальности это­ го образа в нем раскрыты высокие нравственные убеждения, сложившиеся в советском народе и ставшие его суще­ ством, его плотью и кровью. Рассказ «Судьба человека», несмотря на то, что фабула его трагична и «мяг­ кая, но когтистая лапа» сжимает сердце читателя, глубоко оптимистичен. Опти­ мистически звучат даже грустные заклю­ чительные слова автора: «Два осиротев­ ших человека, две песчинки, заброшен­ ные в чужие края военным ураганом не­ виданной силы... Что-то ждет их впере­ ди? И хотелось бы думать, что этот рус­ ский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вы­ растет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Правдиво, жизненно, в мастерски вы­ лепленных образах главных героев изо­ бражен конфликт передового и консерва­ тивного начал в романе Г. Николаевой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2