Сибирские огни, 1958, № 11
тивом, на поддержку которого он может опереться во всех своих разумных начи наниях. Чувство коллективизма, товари щества, родившееся из социалистиче ских общественных отношений, стало одним из могучих источников оптимиз ма наших людей, их светлой веры в бу дущее народа, в справедливость и гу манность советского общественного строя. И, наоборот, мы считаем, что не может быть счастливым в личной жизни тот, кто не любит людей, коллектив. Хуже всех живется на свете мизантропу- человеконенавистнику. Недавно мы познакомились с рома ном писателя-сибиряка А. Иванова «По витель». Своеобразие замысла этого произведения в том, что главным «геро ем» выступает не передовик, а человек- сорняк Григорий Бородин. Так же, как и его отец, Григорий весь поглощен той неутолимой страстью к личному обога щению, которая не остановится перед любым преступлением. Он, в сущности, глубоко несчастен, но его обреченность не вызывает у читателя никакого сочув ствия, так как в образе Бородина вопло щено отвратительное человеконенавист ническое естество отжившего мира частной собственности и наживы. По своему подобию Григорий Бородин хочет путем систематического ’ запугива ния, побоев и лжи воспитать и сына Петра. Но тщетно пытается он изолиро вать сына от настоящих советских лю дей. Мы видим, как под влиянием этих людей, под благотворным воздействием социалистических условий постепенно выпрямляется Петр и встает на единст венно верный жизненный путь, по кото рому он пойдет в ногу со всем совет ским коллективом. Конечно, нельзя игнорировать дейст вительную сложность жизни социали стического общества. Не все люди оди наково хорошо обеспечены, не все еще могут жить и работать там, где хотелось бы. Противоречия и трудности нашего движения к коммунизму могут иногда болезненно сказываться на судьбе от дельной личности, особенно той, которая слабо связана с коллективом. Непредви денные случайные обстоятельства, не ожиданные события могут резко изме нять и даже рушить личные планы от дельных людей. Однако все это не от меняет того основного факта, что лич ное при социализме покоится на совер шенно иных основах, чем в антагонисти ческом обществе, и что поэтому у совет ского человека нет и не может быть не уверенности в завтрашнем дне, свойст венной людям капиталистического мира. В социалистическом обществе чело век — самый ценный капитал, и наше общество бережно охраняет подлинные интересы личности, внимательно следит за ее всесторонним развитием. Понятно, что обществу приходится призывать к порядку отдельных лиц, ставящих пре выше всего узко личные, эгоистические интересы, а в случае необходимости и пресекать их антиобщественные поступ ки. Но главное не в том, что такие люди еще существуют, а в том, что их стано вится все меньше, и все больше стано вится людей с новой моралью и психо логией. Нельзя не согласиться с размышле ниями по этому поводу героя романа В Кочетова «Молодость с нами» Павла Петровича Колосова: «Эти люди еще да леко не свободны от привычек, навыков и побуждений, которые складывались веками и тысячелетиями, прошлое еще цепко держится на наших ногах, но у людей уже возникли привычки, навы ки и побуждения, незнакомые прошло му, новые, которые от года к году бе рут верх над привычками, навыками, по буждениями прошлого... Их еще очень и очень много различных видов и степе ней ранений, наносимых нашему обще ству силами умирающего, но не умер шего прошлого. Это наши потери, тяже лые потери. А итог борьбы за нового человека? Он есть, этот человек, он есть уже в каждом из нас». * * * Оптимистическое мироощущение, так же как и другие стороны духовного об лика советского человека, не вырастает стихийно, автоматически из самого роста социалистической экономики. Оно разви вается и укрепляется в наших людях при помощи громадной воспитательной работы. Здесь, в наиболее сложной сфе ре морально-этических взглядов, в пси хологии людей повседневно происходит напряженная борьба нового со старым, в данном случае — с пессимистическим отношением к нашей действительности. Это одна из закономерностей коммуни стического строительства. Если нельзя подменять экономические и организаци онные вопросы чисто этическими проб лемами, то, с другой стороны, нельзя решать и экономические вопросы без по стоянного воспитания масс в коммуни стическом духе. Идейно-воспитательную работу в мас сах ведут организации трудящихся — партийные, профсоюзные, комсомоль ские. Они мобилизуют против отсталых взглядов и настроений великую силу об щественного мнения, роль которого в воспитании членов нашего общества не уклонно возрастает. При этом дело во все не сводится только к порицанию пережитков. Общественное мнение преж де всего поддерживает и поощряет в на шем человеке все хорошее, достойное быть образцом поведения для других. Сила положительного примера — это наиболее действенное средство в борьбе нового со старым. Особо следует подчеркнуть роль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2