Сибирские огни, 1958, № 11

тивом, на поддержку которого он может опереться во всех своих разумных начи­ наниях. Чувство коллективизма, товари­ щества, родившееся из социалистиче­ ских общественных отношений, стало одним из могучих источников оптимиз­ ма наших людей, их светлой веры в бу­ дущее народа, в справедливость и гу­ манность советского общественного строя. И, наоборот, мы считаем, что не может быть счастливым в личной жизни тот, кто не любит людей, коллектив. Хуже всех живется на свете мизантропу- человеконенавистнику. Недавно мы познакомились с рома­ ном писателя-сибиряка А. Иванова «По­ витель». Своеобразие замысла этого произведения в том, что главным «геро­ ем» выступает не передовик, а человек- сорняк Григорий Бородин. Так же, как и его отец, Григорий весь поглощен той неутолимой страстью к личному обога­ щению, которая не остановится перед любым преступлением. Он, в сущности, глубоко несчастен, но его обреченность не вызывает у читателя никакого сочув­ ствия, так как в образе Бородина вопло­ щено отвратительное человеконенавист­ ническое естество отжившего мира частной собственности и наживы. По своему подобию Григорий Бородин хочет путем систематического ’ запугива­ ния, побоев и лжи воспитать и сына Петра. Но тщетно пытается он изолиро­ вать сына от настоящих советских лю­ дей. Мы видим, как под влиянием этих людей, под благотворным воздействием социалистических условий постепенно выпрямляется Петр и встает на единст­ венно верный жизненный путь, по кото­ рому он пойдет в ногу со всем совет­ ским коллективом. Конечно, нельзя игнорировать дейст­ вительную сложность жизни социали­ стического общества. Не все люди оди­ наково хорошо обеспечены, не все еще могут жить и работать там, где хотелось бы. Противоречия и трудности нашего движения к коммунизму могут иногда болезненно сказываться на судьбе от­ дельной личности, особенно той, которая слабо связана с коллективом. Непредви­ денные случайные обстоятельства, не­ ожиданные события могут резко изме­ нять и даже рушить личные планы от­ дельных людей. Однако все это не от­ меняет того основного факта, что лич­ ное при социализме покоится на совер­ шенно иных основах, чем в антагонисти­ ческом обществе, и что поэтому у совет­ ского человека нет и не может быть не­ уверенности в завтрашнем дне, свойст­ венной людям капиталистического мира. В социалистическом обществе чело­ век — самый ценный капитал, и наше общество бережно охраняет подлинные интересы личности, внимательно следит за ее всесторонним развитием. Понятно, что обществу приходится призывать к порядку отдельных лиц, ставящих пре­ выше всего узко личные, эгоистические интересы, а в случае необходимости и пресекать их антиобщественные поступ­ ки. Но главное не в том, что такие люди еще существуют, а в том, что их стано­ вится все меньше, и все больше стано­ вится людей с новой моралью и психо­ логией. Нельзя не согласиться с размышле­ ниями по этому поводу героя романа В Кочетова «Молодость с нами» Павла Петровича Колосова: «Эти люди еще да­ леко не свободны от привычек, навыков и побуждений, которые складывались веками и тысячелетиями, прошлое еще цепко держится на наших ногах, но у людей уже возникли привычки, навы­ ки и побуждения, незнакомые прошло­ му, новые, которые от года к году бе­ рут верх над привычками, навыками, по­ буждениями прошлого... Их еще очень и очень много различных видов и степе­ ней ранений, наносимых нашему обще­ ству силами умирающего, но не умер­ шего прошлого. Это наши потери, тяже­ лые потери. А итог борьбы за нового человека? Он есть, этот человек, он есть уже в каждом из нас». * * * Оптимистическое мироощущение, так же как и другие стороны духовного об­ лика советского человека, не вырастает стихийно, автоматически из самого роста социалистической экономики. Оно разви­ вается и укрепляется в наших людях при помощи громадной воспитательной работы. Здесь, в наиболее сложной сфе­ ре морально-этических взглядов, в пси­ хологии людей повседневно происходит напряженная борьба нового со старым, в данном случае — с пессимистическим отношением к нашей действительности. Это одна из закономерностей коммуни­ стического строительства. Если нельзя подменять экономические и организаци­ онные вопросы чисто этическими проб­ лемами, то, с другой стороны, нельзя решать и экономические вопросы без по­ стоянного воспитания масс в коммуни­ стическом духе. Идейно-воспитательную работу в мас­ сах ведут организации трудящихся — партийные, профсоюзные, комсомоль­ ские. Они мобилизуют против отсталых взглядов и настроений великую силу об­ щественного мнения, роль которого в воспитании членов нашего общества не­ уклонно возрастает. При этом дело во­ все не сводится только к порицанию пережитков. Общественное мнение преж­ де всего поддерживает и поощряет в на­ шем человеке все хорошее, достойное быть образцом поведения для других. Сила положительного примера — это наиболее действенное средство в борьбе нового со старым. Особо следует подчеркнуть роль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2