Сибирские огни, 1958, № 11

это было даже в лучших произведениях литературы критического реализма, а коммунистический борец-коллективист, неразрывно связанный с массами. Бодрость, оптимизм, жизнерадост­ ность, неукротимая энергия, желание добра и счастья человечеству, — эта черта нашей идеологии и психологии, всегда отличавшая рабочий класс и осо­ бенно его авангард — Коммунистиче­ скую партию, стала теперь неотъемле­ мой чертой нравственного облика людей советского общества. При этом, несмот­ ря на все бесконечное многообразие ин­ дивидуальных темпераментов, нашим людям присущ свой особенный, социа­ листический оптимизм. Его особенности определяются высоко гуманным харак­ тером социалистической революции, осо­ бенностями советского строя, в нем ска­ зывается великая историческая будущ­ ность нашего народа. Источники оптимизма советских лю­ дей — это прежде всего великое учение марксизма-ленинизма, давшее человече­ ству ясное понимание перспектив обще­ ственного развития и самые высокие, справедливые и благородные идеалы. Это — социалистическая система хозяй­ ства, обеспечивающая небывалое до сих пор единство интересов личности и об­ щества и открывающая широкие воз­ можности для развития и совершенство­ вания каждой личности. Это — руковод­ ство Коммунистической партии, кровно связанной с народом и ставящей заботу о благе народа высшим законом своей деятельности. Это — морально-полити­ ческое единство всего нашего народа, умножающее его силы, вдохновляющее миллионы людей на творчество, на ге­ роические подвиги во имя счастья всех трудящихся. Конечно, между основными матери­ альными и моральными факторами, рождающими и питающими наш общий, коллективный оптимизм, и оптимистиче­ ским мироощущением каждого отдельно­ го советского человека, как частью его психики, существует очень сложная связь. Одно дело — усвоить передовое мировоззрение, правильно понимать на­ стоящее и будущее нашего общества, другое — добиться, чтобы передовые взгляды, характеризующие исторический оптимизм, воплотились в волю и чувства человека, стали внутренним свойством личности, проявляющимся в повседнев­ ном ее поведении. Но такая связь несо­ мненно существует. Когда наши люди преодолевают жизненные невзгоды и трудности, не теряя, а, наоборот, еще более укрепляя свое мужество, стойкость, бодрость и веру в Жизнь, то они делают это не только сознательно и обдуманно, но и привычно, так сказать, инстинктив­ но, вследствие психического склада, вы­ работавшегося под влиянием всей сово­ купности условий социалистической жизни. Разумеется, оптимизм советского че­ ловека бесконечно далек от упоения ус­ пехами и достижениями, от того пошло­ го самодовольства, когда все происходя­ щее рассматривается сквозь розовые очки. Нет, мы очень хорошо знаем, что путь к победе тернист, движение к ком­ мунизму требует громадного напряжения всех сил народа и на этом пути посто­ янно встречаются трудности и противо­ речия. Не случайно все народные деяния у нас обозначаются словом «борьба». Но именно в практической борьбе за коммунизм советские люди воспитывают в себе живительную веру в свою коллек­ тивную мощь, в коллективный разум партии. И не в спокойной жизни всем довольного человека, а в борьбе с недо­ статками и трудностями, в борьбе, дви­ жущей общество вперед и вперед, нахо­ дят они личное счастье. Оптимизм у советского человека неот­ делим от его представления о счастье. Поэтому следует особо остановиться на том, что вкладывают наши люди в это понятие. Мы с презрением отвергаем распро­ страняемую буржуазными пропаганди­ стами лживую легенду о том, будто со­ циализм, придавая решающее значение труду, тем самым ограничивает другие интересы людей и делает невозможным полное счастье. Все большее число юно­ шей и девушек видит свое счастье как раз в том, чтобы быть активными строи­ телями нашего общества. Любовь к своему народу, труд во имя общего счастья — такова основа личного сча­ стья советского человека. Вот что гово­ рят в своем репортаже французские журналисты Жорж Табаро и Жак Эста- же, посетившие Советский Союз в кон­ це 1957 года: «В продолжение всего нашего пути из Ленинграда в Киев, из Баку до Ново­ сибирска мы задавали молодежи этот вопрос о счастье... И вся эта молодежь ответила нам сло­ вами молодого инженера Валентина Краснокуцкого: — Для меня счастье — это полнота жизни. Оно состоит в том, чтобы полу­ чать удовлетворение, в первую очередь удовлетворение работой. Счастливая жизнь требует любимого дела, которому отдаешь всю свою мысль и которое в свою очередь тебя обогащает. Затем, удовлетворение личной жизнью, счаст­ ливая любовь. Я не признаю счастья, если нет друзей, с которыми я мог бы провести часы отдыха. Мы, советская молодежь, знаем, что можем так жить, это зависит от нас». Отвергаем мы и другую лживую ле­ генду буржуазных пропагандистов, буд­ то личность в СССР «поглощается кол­ лективом», «обезличивается», и это, мол, мешает ей в достижении счастья. Напротив, сила и счастье советского че­ ловека в его связи с народом, с коллек­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2