Сибирские огни, 1958, № 11
это было даже в лучших произведениях литературы критического реализма, а коммунистический борец-коллективист, неразрывно связанный с массами. Бодрость, оптимизм, жизнерадост ность, неукротимая энергия, желание добра и счастья человечеству, — эта черта нашей идеологии и психологии, всегда отличавшая рабочий класс и осо бенно его авангард — Коммунистиче скую партию, стала теперь неотъемле мой чертой нравственного облика людей советского общества. При этом, несмот ря на все бесконечное многообразие ин дивидуальных темпераментов, нашим людям присущ свой особенный, социа листический оптимизм. Его особенности определяются высоко гуманным харак тером социалистической революции, осо бенностями советского строя, в нем ска зывается великая историческая будущ ность нашего народа. Источники оптимизма советских лю дей — это прежде всего великое учение марксизма-ленинизма, давшее человече ству ясное понимание перспектив обще ственного развития и самые высокие, справедливые и благородные идеалы. Это — социалистическая система хозяй ства, обеспечивающая небывалое до сих пор единство интересов личности и об щества и открывающая широкие воз можности для развития и совершенство вания каждой личности. Это — руковод ство Коммунистической партии, кровно связанной с народом и ставящей заботу о благе народа высшим законом своей деятельности. Это — морально-полити ческое единство всего нашего народа, умножающее его силы, вдохновляющее миллионы людей на творчество, на ге роические подвиги во имя счастья всех трудящихся. Конечно, между основными матери альными и моральными факторами, рождающими и питающими наш общий, коллективный оптимизм, и оптимистиче ским мироощущением каждого отдельно го советского человека, как частью его психики, существует очень сложная связь. Одно дело — усвоить передовое мировоззрение, правильно понимать на стоящее и будущее нашего общества, другое — добиться, чтобы передовые взгляды, характеризующие исторический оптимизм, воплотились в волю и чувства человека, стали внутренним свойством личности, проявляющимся в повседнев ном ее поведении. Но такая связь несо мненно существует. Когда наши люди преодолевают жизненные невзгоды и трудности, не теряя, а, наоборот, еще более укрепляя свое мужество, стойкость, бодрость и веру в Жизнь, то они делают это не только сознательно и обдуманно, но и привычно, так сказать, инстинктив но, вследствие психического склада, вы работавшегося под влиянием всей сово купности условий социалистической жизни. Разумеется, оптимизм советского че ловека бесконечно далек от упоения ус пехами и достижениями, от того пошло го самодовольства, когда все происходя щее рассматривается сквозь розовые очки. Нет, мы очень хорошо знаем, что путь к победе тернист, движение к ком мунизму требует громадного напряжения всех сил народа и на этом пути посто янно встречаются трудности и противо речия. Не случайно все народные деяния у нас обозначаются словом «борьба». Но именно в практической борьбе за коммунизм советские люди воспитывают в себе живительную веру в свою коллек тивную мощь, в коллективный разум партии. И не в спокойной жизни всем довольного человека, а в борьбе с недо статками и трудностями, в борьбе, дви жущей общество вперед и вперед, нахо дят они личное счастье. Оптимизм у советского человека неот делим от его представления о счастье. Поэтому следует особо остановиться на том, что вкладывают наши люди в это понятие. Мы с презрением отвергаем распро страняемую буржуазными пропаганди стами лживую легенду о том, будто со циализм, придавая решающее значение труду, тем самым ограничивает другие интересы людей и делает невозможным полное счастье. Все большее число юно шей и девушек видит свое счастье как раз в том, чтобы быть активными строи телями нашего общества. Любовь к своему народу, труд во имя общего счастья — такова основа личного сча стья советского человека. Вот что гово рят в своем репортаже французские журналисты Жорж Табаро и Жак Эста- же, посетившие Советский Союз в кон це 1957 года: «В продолжение всего нашего пути из Ленинграда в Киев, из Баку до Ново сибирска мы задавали молодежи этот вопрос о счастье... И вся эта молодежь ответила нам сло вами молодого инженера Валентина Краснокуцкого: — Для меня счастье — это полнота жизни. Оно состоит в том, чтобы полу чать удовлетворение, в первую очередь удовлетворение работой. Счастливая жизнь требует любимого дела, которому отдаешь всю свою мысль и которое в свою очередь тебя обогащает. Затем, удовлетворение личной жизнью, счаст ливая любовь. Я не признаю счастья, если нет друзей, с которыми я мог бы провести часы отдыха. Мы, советская молодежь, знаем, что можем так жить, это зависит от нас». Отвергаем мы и другую лживую ле генду буржуазных пропагандистов, буд то личность в СССР «поглощается кол лективом», «обезличивается», и это, мол, мешает ей в достижении счастья. Напротив, сила и счастье советского че ловека в его связи с народом, с коллек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2