Сибирские огни, 1958, № 11
повести, разные люди окружают и по- своему воспитывают его, среди них не мало отрицательных. Но влияние пере довых людей и личная жизнерадост ность, оптимистическое восприятие мира позволили Толе вырасти на стройке в сознательного труженика. «Да, — гово рит он о себе, — пожалуй, я понемногу становлюсь зрелым, потому что начинаю кое-что понимать... Жизнь принадлежит людям, которые строят не только свое собственное благополучие. Они — соль и гордость земли». Девятнадцатилетнему матросу Косте Барбину из повести С. Сартакова «Гор ный ветер» не привыкать к труду. Если в глазах Толи чуть ли не каждый его день на далекой сибирской стройке представляется великим подвигом, то сибиряк Костя, выросший на Енисее, рано познавший трудности и лишения, просто не замечает в своих матросских буднях никакого героизма. Но он тоже воспитывается, духовно растет, этот простой неунывающий парень. Сталки ваясь с разными людьми, совершив не мало смешных, неуклюжих, а порой и нехороших поступков, он начинает заду мываться о своем месте в жизни: «Другие для тебя все сделали, бра тишка. А ты для других не очень-то хо чешь трудиться. Ты хочешь повторить жизнь Овода, жизнь Павки Корчагина, Алексея Мересьева, а времена не те, и негде приложить все свои силы. А прав да ли, что негде? Или у нас в стране уже полное изобилие? Или никто уже не живет у нас в тесных и сырых камор ках? Или начисто уничтожены все болез ни? Или никакие темные силы никогда уже и не позарятся на границы твоей родной земли? Или нет за рубежом на ших братьев, которым дорог и нужен твой пример? Это все твое дело, матрос Барбин. Отдай этому все свои силы, по святи этому всю свою жизнь». Люди капиталистического мира, посе щая нашу страну, беседуя с нашими го сударственными деятелями и рядовыми трудящимися, стремятся глубже загля нуть в душу советского человека, noj стигнуть источники его оптимистической уверенности в будущем. Их обычно по ражает отсутствие у нас религиозных идеалов. Конечно, оптимизм строителей коммунизма не имеет ничего общего с религиозно-идеалистическими убеждени ями, и они не нуждаются в утешениях религии. В чем же заключаются источники ду ховной силы советских людей, какова природа их оптимизма? Давно доказано, что оптимизм — здоровое, бодрое восприятие окружаю щего мира — и пессимизм — мрачное мироощущение — это вовсе не только особенности личной психики того или иного индивидуума (если не считать, ко нечно, людей, видящих во всем дурное, неприятное, вследствие больной, рас строенной психики). Поскольку решаю щий фактор формирования личности — общественная среда, социальные усло вия, в которых живет и развивается че ловек, мы рассматриваем эти явления не только как психологические, ню и как социальные, классовые. Пессимизм всег да был и остается характерной чертой идеологии отживающих классов, тогда как оптимизм — особенность идеологии и психологии передовых сил общества, так или иначе связанных с широкими народными массами. Например, рабовладельческий класс древнего Рима в эпоху кризиса и упад ка рабовладения создал свою послед нюю философскую систему — неоплато низм, проникнутую разочарованием в земной жизни, слившуюся впоследствии с христианским религиозным учением об испорченности, греховности и слабо сти человеческой натуры. Пессимизмом проникнута, в сущности, и вся идеоло гия современной империалистической буржуазии. Отражая факт загнивания капитализма, давно перестала быть про - грессивным мировоззрением буржуазная философия. Для буржуазного искусства и литературы характерны настроения отчаяния, бесполезности каких бы то ни было стремлений и надежд на буду щее, бессмысленности человеческого су ществования. Проповедь пессимизма, неверия в бу дущее свойственна и ревизионистски настроенным литераторам в некоторых странах народной демократии, филосо фия отчаяния и безнадежности вы явилась, например, в творчестве поль ского писателя Марека Хласко, автора повестей «Петля», «Восьмой день неде ли» и рассказа «Глупцы верят в завт ра». Герои его произведений — неиспра вимые алкоголики, не видящие впереди никакого просвета и никаких надежд. При этом внутреннюю опустошенность своих героев автор пытается изобразить как неизбежное следствие установивших ся в стране новых общественных усло вий. На самом же деле пессимистические настроения характерны лишь для той ча сти интеллигенции, которая связана с буржуазными и мелкобуржуазными слоя ми и запуталась в общественных проти воречиях. Совсем другую психологию вырабаты вают в себе трудящиеся. Так, рабочий класс России смело брал в свои руки собственную судьбу и судьбу страны, поднимал весь трудовой народ на борь бу за лучшее будущее. Оптимизм рабо чего класса явился источником жизне радостности, жизнеутверждающей силы, родившейся в классовых боях, литерату ры социалистического реализма. В светлых, зовущих вперед образах Павла Власова, позднее — Кирилла Ждарки- на, Глеба Чумалова, Давыдова и других передовых людей труда во весь рост поднялся уже не борец-одиночка, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2