Сибирские огни, 1958, № 11
очень кстати. Но шахтер легонько от странил его плечом и, к удивлению изо бретателя, подкатил поближе по решта кам специальную тележку, погрузил на нее, что нужно, и не в руках, не на плече, как раньше, а на колесиках пока тил к комбайну. Через девять минут , мотор загудел, и угольный поток возоб новился. И так во всем. Инженерный расчет и шахтерская дружба! Более мощным двигателем повысили скорость транс портера. Возле погрузки сделали разми- новку. В запасе — длинная цепочка ва гонеток. К сожалению, менять их под погрузкой приходится слишком часто. Но это уже вина того, кто определял мощность шахты до начала ее строитель ства. Смешно: на современной шахте вагонетки емкостью 0,75 тонны! Гор сточки, а не вагонетки. Но и с ними транспортники стараются управляться, чтобы не держать комбайн, хотя это не всегда им под силу. Двадцать раз в сме ну приходится подавать состав порожня ка под погрузку. По три минуты поте ряешь на составе, и глядишь — час про летел впустую. А теперь, когда комбайн далеко перешагнул свою сказочную мощ ность, из-за таких горсточек-вагонеток и возникают эти самые «неустранимые потери времени». Шахту рассчитывали на шестьсот тридцать тонн в сутки, а она в два года подняла добычу до ты сячи четырехсот тонн1 Как же тут не трещать по швам ее карликовым оде жонкам?! И все-таки горняки намерены в бли жайший месяц шагнуть дальше своего же собственного мирового рекорда. — Надо поставить на комбайн более мощный мотор. Тогда он будет идти все время на предельной скорости, — убеж дал изобретатель главного механика шахты Владимира Васильевича Хана. — Ни в коем случае! Ты хочешь сло мать комбайн. — Хотел бы я посмотреть на того, кто сломает его! — Гуменник заволно вался. — Да будет тебе известно, я с разгона бросал свой комбайн на забой, чтобы сломать его. А он — хоть бы что. Не только по углю, он пробивался и по породе, крошил спрессованный ракушеч ник. В нем двенадцатикратный запас прочности. А ты боишься. Может быть, тебе расписку сохранную дать? Хочешь? Я буду отвечать, если сломается... От спокойной беседы не осталось и следа. — Что ж, пиши расписку, — неожи данно 'сказал, решив выбить из рук «про тивника» главное оружие, механик шахты. Гуменник' порывисто шагнул от поро га к столу, набросал размашистые строчки и сердито расписался. — Ставьте мощный мотор. Чем ско рее, тем лучше. Не сто восемьдесят, а двести метров с хвостиком пройдете... — Попробуем, — уже более прими рительно согласился механик Хан. На следующий день, когда Гуменник привез гостей — донецких шахтеров,— о размолвке не вспоминали. Как ни в чем не бывало показывали приезжим комбайн, пройденный им штрек и то ме сто, где машина пронзила гору и вылез ла сквозь каменный обрыв прямо в за снеженный ЛОГ. Гости не скрывали своего восхище ния. — Нам бы такую штуку, а, Яков Яковлевич, — мечтательно произнес донбасовец. — Будет и вам. Я работаю сейчас над комбайном для тонких пластов. Ком байн будет вынимать уголь сам, без участия людей. Метров по восемьдесят в час пробегать научится. Не нужно бу дет ни лав, ни леса. Нажмешь кнопку, заведешь его в пласт и можешь зани маться, чем хочешь. Комбайн свои обязанности выполнит образцово... И опять в голосе этого подвижного' человека было столько уверенности, что- донецкие гости и местные горняки-хо зяева — все, кто был тут поблизости, не сомневались: так оно и произойдет. А Гуменник думал о множестве про читанных книг, об их мудрых авторах, о бескорыстных друзьях, об инженерах и рабочих, которые помогли ему из об ласти фантастики вывести в обычную жизнь свой необыкновенный подземный скороход.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2