Сибирские огни, 1958, № 11

машину. Принцип скалывания — самое дорогое, что нашел он в бессонные ночи, — стал сердцевиной комбайна. На этот раз он предназначался для проход­ ки горизонтальных выработок. Как и в первом случае, новый вари­ ант машины превзошел самые лучшие ожидания. Комбайн Гуменника, как это ни странно, еще не успев родиться, уже посягнул на мировые рекорды. Точнее, он претендовал на них еще до своего рождения, в -первых чертежах и расче­ тах. Комбайном заинтересовались всюду. Посыпались письма из институтов, из Академии наук, от шахтеров. Звонили по телефону из Кемерова, Новосибир­ ска, Москвы... Приезжали местные и центральные корреспонденты. Всем хо­ телось узнать, что это за диковинная машина, которая так неслыханно быстро пробивает подземные дороги к солнеч­ ным кладовым. Проектировщики и рабочие Кузнецко­ го машиностроительного завода помогли Гуменнику сделать и этот комбайн, мо­ сковский Гипроуглемаш занялся вопло­ щением в чертежи новых умных и дерз­ ких предложений Гуменника. Выделили ему толковых помощников. Копейский и Малаховский заводы выпустили один за другим самые -новые, не имеющие себе равных, горные машины Гуменни­ ка. Советское правительство наградило Якова Яковлевича орденом Ленина. Я. Я . . Гуменнику присуждено высокое звание лауреата Ленинской премии. Вот уже -несколько лет подряд миро­ вые рекорды проходки штреков неиз­ менно принадлежат новому комбайну. Слава о нем -с каждым днем звучит все громче над нашей землей и за ее преде­ лами. В Москву, в старинный, мало примет­ ный дом -на улице Мархлевского, где Гуменник с конструкторами и проекти­ ровщиками создавал новую машину, принесли телеграмму. Она была адресо­ вана директору Гипроуглемаша и ему, земляку кузнецких шахтеров. С шахты «Байдае-вские уклоны» сообщали: «Ком­ байн ПКГ-3 прошел по углю сто пять­ десят четыре метра штрека в сутки». — Каково, Яков Яковлевич! — по­ здравляли товарищи. — Теперь-то твоя душа довольна? — Нет! — удивил всех Гуменник. — Мало. Комбайн пройдет больше. Надо хорошо знать этого напористого, не отступающего ни перед чем, порыви­ стого, но твердого сибиряка, чтобы та­ кое его заявление не показалось бах­ вальством. Прошло всего две недели, и e-го заме­ чательные земляки показали всему миру, что могут совершить советские шахтеры 9. «Сибирские огни» № 11. на великолепной отечественной машине, изобретенной обыкновенным слесарем. Комбайн Гуменника прошел сто восемь­ десят метров и добыл тысячу пятьдесят тонн угля. На это потребовались одни сутки! А на шахте Полысаевская-Северная последняя модель комбайна ПКГ-4, где отбитый уголь убирается не обычным конвейером, а уносится водой, переще­ голяла своего младшего брата ПКГ-3. Там, на гидрошахте, прошли за месяц тысячу четыреста тридцать четыре метра. Правда, теперь уже самим горнякам передалась неудовлетворенность Гумен­ ника. На «Байдаевс-ких уклонах» меха­ низаторы так и сказали, прослышав о рекорде гидродобытчиков: — Мало. Мы пройдем больше. Дайте срок... Кто видел, как работают шахтеры, знает: -слово их верное. С помощью ру­ ководителей шахты, механиков сосчита­ ли не только метры и тонны, но и ми­ нуты. Оказалось: каждая девятая мину­ та пропадала даром — комбайн про­ стаивал. Пустяк? Нет. Другое дело, что эту минуту отнесли к так называемым «неустранимым потерям». Но ведь рань­ ше эти самые потери были значительно больше, а теперь сократились. В смену Анатолия Рейтера перетащили на новое место -вслед за комбайном привод скреб­ кового транспортера, потратив чуточку больше часа. Небывалое время! Обычно устанавливали полсмены. Заслуга тут не одного Рейтера и его помощников. Всеобщий порыв, рожден­ ный новой машиной, захватил всех гор­ няков. И когда поздно ночью на шахту с противоположного конца Сталинска прилетел на своем, подаренном Кемеров­ ским совнархозом, газике Гуменник, он до утра не мог уйти из штрека, где тво­ рились героические дела. Первый раз неугомонный человек был праздным наблюдателем. Он просто не решился бы вмешаться в этот удиви­ тельный ритм, где все рассчитано зара­ нее и беглого взгляда Рейтера достаточ­ но, чтобы любой подчиненный понял, чего от него хотят. За смену машинист комбайна проронил лишь несколько слов, когда ушла цепь -с конвейера по вине помощника. — Ты что, первый раз в шахте?,. Тут же поставили запасную цепь, и поток угля почти не прерывался, и слов больше не потребовалось. Когда пришло время наращивать рештаки, Гуменник забеспокоился: про­ стоя не избежать. В гидрошахте — дру­ гое дело. Там знай успевай отбивать уго­ лек — вода смоет и унесет все до кру­ пинки. Здесь же, в обычной шахте, про­ двинулся комбайн метров на пятна­ дцать — стоп: удлиняй конвейер! Гуменник захотел помочь монтажни­ кам, лишняя пара рук в такие минуты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2