Сибирские огни, 1958, № 11
машину. Принцип скалывания — самое дорогое, что нашел он в бессонные ночи, — стал сердцевиной комбайна. На этот раз он предназначался для проход ки горизонтальных выработок. Как и в первом случае, новый вари ант машины превзошел самые лучшие ожидания. Комбайн Гуменника, как это ни странно, еще не успев родиться, уже посягнул на мировые рекорды. Точнее, он претендовал на них еще до своего рождения, в -первых чертежах и расче тах. Комбайном заинтересовались всюду. Посыпались письма из институтов, из Академии наук, от шахтеров. Звонили по телефону из Кемерова, Новосибир ска, Москвы... Приезжали местные и центральные корреспонденты. Всем хо телось узнать, что это за диковинная машина, которая так неслыханно быстро пробивает подземные дороги к солнеч ным кладовым. Проектировщики и рабочие Кузнецко го машиностроительного завода помогли Гуменнику сделать и этот комбайн, мо сковский Гипроуглемаш занялся вопло щением в чертежи новых умных и дерз ких предложений Гуменника. Выделили ему толковых помощников. Копейский и Малаховский заводы выпустили один за другим самые -новые, не имеющие себе равных, горные машины Гуменни ка. Советское правительство наградило Якова Яковлевича орденом Ленина. Я. Я . . Гуменнику присуждено высокое звание лауреата Ленинской премии. Вот уже -несколько лет подряд миро вые рекорды проходки штреков неиз менно принадлежат новому комбайну. Слава о нем -с каждым днем звучит все громче над нашей землей и за ее преде лами. В Москву, в старинный, мало примет ный дом -на улице Мархлевского, где Гуменник с конструкторами и проекти ровщиками создавал новую машину, принесли телеграмму. Она была адресо вана директору Гипроуглемаша и ему, земляку кузнецких шахтеров. С шахты «Байдае-вские уклоны» сообщали: «Ком байн ПКГ-3 прошел по углю сто пять десят четыре метра штрека в сутки». — Каково, Яков Яковлевич! — по здравляли товарищи. — Теперь-то твоя душа довольна? — Нет! — удивил всех Гуменник. — Мало. Комбайн пройдет больше. Надо хорошо знать этого напористого, не отступающего ни перед чем, порыви стого, но твердого сибиряка, чтобы та кое его заявление не показалось бах вальством. Прошло всего две недели, и e-го заме чательные земляки показали всему миру, что могут совершить советские шахтеры 9. «Сибирские огни» № 11. на великолепной отечественной машине, изобретенной обыкновенным слесарем. Комбайн Гуменника прошел сто восемь десят метров и добыл тысячу пятьдесят тонн угля. На это потребовались одни сутки! А на шахте Полысаевская-Северная последняя модель комбайна ПКГ-4, где отбитый уголь убирается не обычным конвейером, а уносится водой, переще голяла своего младшего брата ПКГ-3. Там, на гидрошахте, прошли за месяц тысячу четыреста тридцать четыре метра. Правда, теперь уже самим горнякам передалась неудовлетворенность Гумен ника. На «Байдаевс-ких уклонах» меха низаторы так и сказали, прослышав о рекорде гидродобытчиков: — Мало. Мы пройдем больше. Дайте срок... Кто видел, как работают шахтеры, знает: -слово их верное. С помощью ру ководителей шахты, механиков сосчита ли не только метры и тонны, но и ми нуты. Оказалось: каждая девятая мину та пропадала даром — комбайн про стаивал. Пустяк? Нет. Другое дело, что эту минуту отнесли к так называемым «неустранимым потерям». Но ведь рань ше эти самые потери были значительно больше, а теперь сократились. В смену Анатолия Рейтера перетащили на новое место -вслед за комбайном привод скреб кового транспортера, потратив чуточку больше часа. Небывалое время! Обычно устанавливали полсмены. Заслуга тут не одного Рейтера и его помощников. Всеобщий порыв, рожден ный новой машиной, захватил всех гор няков. И когда поздно ночью на шахту с противоположного конца Сталинска прилетел на своем, подаренном Кемеров ским совнархозом, газике Гуменник, он до утра не мог уйти из штрека, где тво рились героические дела. Первый раз неугомонный человек был праздным наблюдателем. Он просто не решился бы вмешаться в этот удиви тельный ритм, где все рассчитано зара нее и беглого взгляда Рейтера достаточ но, чтобы любой подчиненный понял, чего от него хотят. За смену машинист комбайна проронил лишь несколько слов, когда ушла цепь -с конвейера по вине помощника. — Ты что, первый раз в шахте?,. Тут же поставили запасную цепь, и поток угля почти не прерывался, и слов больше не потребовалось. Когда пришло время наращивать рештаки, Гуменник забеспокоился: про стоя не избежать. В гидрошахте — дру гое дело. Там знай успевай отбивать уго лек — вода смоет и унесет все до кру пинки. Здесь же, в обычной шахте, про двинулся комбайн метров на пятна дцать — стоп: удлиняй конвейер! Гуменник захотел помочь монтажни кам, лишняя пара рук в такие минуты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2