Сибирские огни, 1958, № 11
стальным щитом, в верхней части кото рого вырезано окно для угля. Подобие огромного махового колеса с забурника ми в центре и двумя штангами, отходя щими от середины к противоположным краям, начинает быстро вращаться. За бурник, будто острие электросверла,.’ ввинчивается в пласт в том месте, где пройдет центр будущей горной выработ ки. Одновременно начинают вращаться вокруг своих осей штанги, словно два крыла ветряной мельницы, и закреплен ные на них диски с зубками. Они вгры заются в грудь забоя, часто-часто друг за другом ударяют в пласт, дробят его, скалывают кусочки угля. В мгновенье выросла кучка черных кусочков. Но ее тут же зачерпнул вместительный ковш, поднял вверх и высыпал через окошко в щите. Уголь попал в бункер. Оттуда его подхватил конвейер, перенес на транс портер, по которому черным ручьем он потек к штреку и с шумом посыпался в вагонетки. Диски сделаны с таким расчетом, что бы все зубки выполняли одинаковую работу. Чем дальше от центра, тем крупнее диск, тем больше на нем зуб ков. Им ведь приходится пробегать куда длиннее дорожку по кругу, нежели ди скам, расположенным ближе к центру исполнительного органа. — Пошел, пошел! — во весь голос, чтобы заглушить шум осыпающегося угля, кричат комбайнеры. Среди них Гуменнику особенно при ятно видеть улыбающихся Отто Фосса и Анатолия Рейтера, своих ближайших помощников. Они делили с ним и горечь первых неудач, и радость победы. Сейчас они все вместе радуются каж дому шагу своего питомца. А тот уже не шагает, а прямо бежит бегом, оставляя после себя подковообразный туннель, будто отполированный изнутри. Он мо жет проходить сто двадцать один метр в сутки — невиданная скорость про ходки! А через несколько месяцев на первых страницах центральных и местных газет, в последних известиях по радио появи лось сообщение о мировом рекорде про ходки горных выработок. Его установи ла бригада Константина Ковальчука на комбайне Якова Гуменника. Признание наступило повсеместно. Д а и глупо бы было продолжать с не доверием относиться к тому, что отвое вало себе достойное право в жизни. Не зачем теперь там, где есть подземный скороход, бурить скважины, заряжать и взрывать их, убирать уголь, ставить в забое крепления. Все это успешно дела ет за людей машина. Не каждый рос лый горняк достанет потолок туннеля, проложенного комбайном в угольной толще. Хорошо. Просторно. Но быстрота, полная безопасность ра боты, огромное облегчение труда шах теров — еще не все достоинства ком байна Гуменника. Каждый метр прой денной им выработки на шестьдесят руб лей дешевле обычного. Перемножьте эти рубли на миллионы метров, проби ваемых ежегодно в шахтах нашей стра ны, и вы увидите, что это значит. Недаром руководители шахты «Байда- евская», где создан, освоен и прославлен новый комбайн, предлагают с его по мощью изменить даже системы выемки угля. Они высказывают смелую мысль: пустить параллельно друг другу через небольшие промежутки несколько ком- байнов-скороходов. Это принесет колос сальные выгоды. А как подпрыгнет сразу добыча! * * * Известно: пробивать подземные пу ти — не легкое дело. Обычно им зани маются горняки добротной выучки — проходчики. Недаром их назмвают раз ведчиками. Они первыми проникают на передовую линию подземного фронта, куда все остальные придут лишь после них. У проходчиков на вооружении — электрическое сверло. Поет мотор — и сталь вонзается в камень или в уголь ную толщу. Ра-а-аз, другой, третий... де сятый, — пока черная поблескивающая стена высотой в полтора человеческих роста не будет изрешечена. В скважины- шпуры заложат заряды взрывчатки. Тряхнет гору невидимая сила взрыва. Расколется каменная преграда. Подве дут горняки поближе в забой погрузоч ную машину, загремит уголек в желез ные вагонетки, наполняя их до краев. А там и лес доставят. Слева и справа у стенок штрека поставят по бревну-стой ке, сверху на них — перекладину. Вот круг, как говорят шахтеры, и готов. За ним — еще один. Глядишь, и смена кон чилась. Шагай на-гора. Подземный штрек-коридор продвинут за смену на метр с небольшим. Если, конечно, про ходчики сноровистые, дружные, трениро ванные. Месяц горячей работы целой бригады проходчиков — и штрек пробит на сто- полтораста метров. Так продолжалось годами, десятиле тиями. Стало привычным. И вдруг радио принесло весть, что комбайн Якова Гу менника на Кузнецкой шахте «Байдаев- ская», работая пока только в полсилы, пробился под землей за месяц на тысячу сто тридцать метров! , Это никак не укладывалось в привыч ные рамки. Действительно, добрый де сяток бригад вряд ли мог сделать то, что успела одна машина. Как тут сразу поверишь?.. Вслед за своим первым питомцем —- пневматическим проходчиком — Гумен ник в той же шахтной мастерской сделал с помощью друзей вторую невиданную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2