Сибирские огни, 1958, № 11

стальным щитом, в верхней части кото­ рого вырезано окно для угля. Подобие огромного махового колеса с забурника­ ми в центре и двумя штангами, отходя­ щими от середины к противоположным краям, начинает быстро вращаться. За­ бурник, будто острие электросверла,.’ ввинчивается в пласт в том месте, где пройдет центр будущей горной выработ­ ки. Одновременно начинают вращаться вокруг своих осей штанги, словно два крыла ветряной мельницы, и закреплен­ ные на них диски с зубками. Они вгры­ заются в грудь забоя, часто-часто друг за другом ударяют в пласт, дробят его, скалывают кусочки угля. В мгновенье выросла кучка черных кусочков. Но ее тут же зачерпнул вместительный ковш, поднял вверх и высыпал через окошко в щите. Уголь попал в бункер. Оттуда его подхватил конвейер, перенес на транс­ портер, по которому черным ручьем он потек к штреку и с шумом посыпался в вагонетки. Диски сделаны с таким расчетом, что­ бы все зубки выполняли одинаковую работу. Чем дальше от центра, тем крупнее диск, тем больше на нем зуб­ ков. Им ведь приходится пробегать куда длиннее дорожку по кругу, нежели ди­ скам, расположенным ближе к центру исполнительного органа. — Пошел, пошел! — во весь голос, чтобы заглушить шум осыпающегося угля, кричат комбайнеры. Среди них Гуменнику особенно при­ ятно видеть улыбающихся Отто Фосса и Анатолия Рейтера, своих ближайших помощников. Они делили с ним и горечь первых неудач, и радость победы. Сейчас они все вместе радуются каж­ дому шагу своего питомца. А тот уже не шагает, а прямо бежит бегом, оставляя после себя подковообразный туннель, будто отполированный изнутри. Он мо­ жет проходить сто двадцать один метр в сутки — невиданная скорость про­ ходки! А через несколько месяцев на первых страницах центральных и местных газет, в последних известиях по радио появи­ лось сообщение о мировом рекорде про­ ходки горных выработок. Его установи­ ла бригада Константина Ковальчука на комбайне Якова Гуменника. Признание наступило повсеместно. Д а и глупо бы было продолжать с не­ доверием относиться к тому, что отвое­ вало себе достойное право в жизни. Не­ зачем теперь там, где есть подземный скороход, бурить скважины, заряжать и взрывать их, убирать уголь, ставить в забое крепления. Все это успешно дела­ ет за людей машина. Не каждый рос­ лый горняк достанет потолок туннеля, проложенного комбайном в угольной толще. Хорошо. Просторно. Но быстрота, полная безопасность ра­ боты, огромное облегчение труда шах­ теров — еще не все достоинства ком­ байна Гуменника. Каждый метр прой­ денной им выработки на шестьдесят руб­ лей дешевле обычного. Перемножьте эти рубли на миллионы метров, проби­ ваемых ежегодно в шахтах нашей стра­ ны, и вы увидите, что это значит. Недаром руководители шахты «Байда- евская», где создан, освоен и прославлен новый комбайн, предлагают с его по­ мощью изменить даже системы выемки угля. Они высказывают смелую мысль: пустить параллельно друг другу через небольшие промежутки несколько ком- байнов-скороходов. Это принесет колос­ сальные выгоды. А как подпрыгнет сразу добыча! * * * Известно: пробивать подземные пу­ ти — не легкое дело. Обычно им зани­ маются горняки добротной выучки — проходчики. Недаром их назмвают раз­ ведчиками. Они первыми проникают на передовую линию подземного фронта, куда все остальные придут лишь после них. У проходчиков на вооружении — электрическое сверло. Поет мотор — и сталь вонзается в камень или в уголь­ ную толщу. Ра-а-аз, другой, третий... де­ сятый, — пока черная поблескивающая стена высотой в полтора человеческих роста не будет изрешечена. В скважины- шпуры заложат заряды взрывчатки. Тряхнет гору невидимая сила взрыва. Расколется каменная преграда. Подве­ дут горняки поближе в забой погрузоч­ ную машину, загремит уголек в желез­ ные вагонетки, наполняя их до краев. А там и лес доставят. Слева и справа у стенок штрека поставят по бревну-стой­ ке, сверху на них — перекладину. Вот круг, как говорят шахтеры, и готов. За ним — еще один. Глядишь, и смена кон­ чилась. Шагай на-гора. Подземный штрек-коридор продвинут за смену на метр с небольшим. Если, конечно, про­ ходчики сноровистые, дружные, трениро­ ванные. Месяц горячей работы целой бригады проходчиков — и штрек пробит на сто- полтораста метров. Так продолжалось годами, десятиле­ тиями. Стало привычным. И вдруг радио принесло весть, что комбайн Якова Гу­ менника на Кузнецкой шахте «Байдаев- ская», работая пока только в полсилы, пробился под землей за месяц на тысячу сто тридцать метров! , Это никак не укладывалось в привыч­ ные рамки. Действительно, добрый де­ сяток бригад вряд ли мог сделать то, что успела одна машина. Как тут сразу поверишь?.. Вслед за своим первым питомцем —- пневматическим проходчиком — Гумен­ ник в той же шахтной мастерской сделал с помощью друзей вторую невиданную

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2