Сибирские огни, 1958, № 11
— Но ШБМ, — говорю ему, — тя желый, громоздкий, неповоротливый. И, самое главное, мой комбайн проходит выработки раз в пять быстрее, чем ШБМ. — Нет, не нужен нам другой, — ска зал Заранкин. — Пусть он хоть в три дцать пять раз быстрее. ШБМ уже ра ботает, а этот твой хваленый еще надо под руки в люди выводить... Вот так встретил предложение изо бретателя глава учреждения, которое днем и ночью обязано болеть душой за новую технику. Хорошо, что у нас не везде сидят Заранкины. Я еще только принимался за проход ческую машину, когда об этом узнал начальник комбината «Кузбассуголь» Воробьев. Узнал и вызывает меня в Про копьевск. Приезжаю -к нему и удивля юсь. Собрал он полный кабинет инжене ров и предлагает мне: — Расскажи-ка, Гуменник, о своей фантастической машине. Что же ты утаиваешь ее от начальства? — А я, говорю, не собирался утаи вать. Просто не было • случая подходя щего... — Тем лучше,—смеется Воробьев.— Теперь такой случай подвернулся. Для нас полезно будет послушать, да и тебе, может быть, чем-нибудь поможем. Разволновался я и часа полтора рас сказывал. Понравился им комбайн. По смотрели чертежи. Отпустили для наше го цеха деньги на опытный образец. Знаете, как после такого человеческого отношения работается! В три месяца мы на стареньких станочках сделали маши ну, какой за многие годы не сумели бы все Заранкины с их первоклассной ба зой... Гуменник мог бы с благодарностью вспомнить и другой коллектив отзывчи вых советских людей. Это произошло позже. Первый обра зец комбайна нуждался в доработке. За помощью обратились на Кузнецкий ма шиностроительный завод. Наученный горьким опытом «на дора ботке» механического «крота», изобре татель решил впредь ухо держать вост ро, как угодно, из любых материалов, но создавать машину до конца на месте. Скалывающий рабочий орган делался заново, а остальные части машины ком плектовались из того, что было под ру ками. — На безрыбье и рак рыба,—шутили рабочие, примеряя детали от старых мо торов, которых с избытком набралось в цехе. — Не совсем так, — поправлял по мощников Гуменник. Он стремился подчинить своей цели даже невыгодные условия. Ему хорошо было известно, сколько хлопот приносит разнокалиберность горных механизмов. Сколько их простаивает под землей и на поверхности шахт, потому что днем с огнем не найти запасных частей! Зна чит, надо создавать комбайн с таким расчетом, чтобы как можно больше его частей комплектовалось из распростра ненных деталей. — Незачем изобретать каждый вин тик, каждую гайку, — говорил он. Поэтому для ходовой части взяли гу сеницы от погрузочной машины. Для пе редачи движения от мотора к исполни тельному органу поставили обыкновен ный карданный вал с автомобиля. С не- оилыними изменениями пустили в ход конвейер, редукторы, детали и узлы по грузочных машин, скребковых транспор теров. Но сейчас Гуменник меньше всего был склонен выслушивать похвалы. Он знал, что в комбайне пока не все хорошо и на заводе можно устранить недостатки куда быстрее, чем в механическом цехе шахты. В отделе главного конструктора заво да часами продолжались горячие споры. Тут же мгновенно набрасывались схем ки, делались зарисовки, беглые чертежи. Примеряли, прикидывали, отвергали ма лообоснованные предложения, перебива ли друг друга, горячились — словом, происходило то, что определяет настоя щую творческую обстановку, где в столкновении доводов и возражений, страстей и точного расчета рождается истина. Из Прокопьевской проектной конторы приехал опытный конструктор Отто Майер. Ему поручили работу над веду щими узлами. От завода выделили трех конструкторов: Леонида Шахова, Ари адну Дронову и Горальда Багрянского. Дело было новое, необычное. З а него принялись с охотой. Жаркие теоретические споры вокруг комбайна сменились кропотливой рабо той. Каждому отвели определенный уча сток. Не оставили без внимания ни одну деталь. Даже о количестве зубков на фрезах договорились лишь после настоя щего сражения. Приближался Октябрьский праздник. Рабочие и конструкторы сделали боль ше, чем обещали, чем могли. Наново пе ределанный, добротно оснащенный про ходческий комбайн стоял во дворе заво да, готовый в любую минуту ринуться на забой. * * * И вот комбайн живет. Ш ,.?д черной угольной стеной забоя стоит на двух маленьких гусеницах под земный скороход. На спине машины — третья гусеница, она поможет преодоле вать подъемы. Комбайнер берется за рычаги, слы шится гудение мотора. Приходит в движение разрушающий opiJH, расположенный за круглым
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2