Сибирские огни, 1958, № 11

— Но ШБМ, — говорю ему, — тя­ желый, громоздкий, неповоротливый. И, самое главное, мой комбайн проходит выработки раз в пять быстрее, чем ШБМ. — Нет, не нужен нам другой, — ска­ зал Заранкин. — Пусть он хоть в три­ дцать пять раз быстрее. ШБМ уже ра­ ботает, а этот твой хваленый еще надо под руки в люди выводить... Вот так встретил предложение изо­ бретателя глава учреждения, которое днем и ночью обязано болеть душой за новую технику. Хорошо, что у нас не везде сидят Заранкины. Я еще только принимался за проход­ ческую машину, когда об этом узнал начальник комбината «Кузбассуголь» Воробьев. Узнал и вызывает меня в Про­ копьевск. Приезжаю -к нему и удивля­ юсь. Собрал он полный кабинет инжене­ ров и предлагает мне: — Расскажи-ка, Гуменник, о своей фантастической машине. Что же ты утаиваешь ее от начальства? — А я, говорю, не собирался утаи­ вать. Просто не было • случая подходя­ щего... — Тем лучше,—смеется Воробьев.— Теперь такой случай подвернулся. Для нас полезно будет послушать, да и тебе, может быть, чем-нибудь поможем. Разволновался я и часа полтора рас­ сказывал. Понравился им комбайн. По­ смотрели чертежи. Отпустили для наше­ го цеха деньги на опытный образец. Знаете, как после такого человеческого отношения работается! В три месяца мы на стареньких станочках сделали маши­ ну, какой за многие годы не сумели бы все Заранкины с их первоклассной ба­ зой... Гуменник мог бы с благодарностью вспомнить и другой коллектив отзывчи­ вых советских людей. Это произошло позже. Первый обра­ зец комбайна нуждался в доработке. За помощью обратились на Кузнецкий ма­ шиностроительный завод. Наученный горьким опытом «на дора­ ботке» механического «крота», изобре­ татель решил впредь ухо держать вост­ ро, как угодно, из любых материалов, но создавать машину до конца на месте. Скалывающий рабочий орган делался заново, а остальные части машины ком­ плектовались из того, что было под ру­ ками. — На безрыбье и рак рыба,—шутили рабочие, примеряя детали от старых мо­ торов, которых с избытком набралось в цехе. — Не совсем так, — поправлял по­ мощников Гуменник. Он стремился подчинить своей цели даже невыгодные условия. Ему хорошо было известно, сколько хлопот приносит разнокалиберность горных механизмов. Сколько их простаивает под землей и на поверхности шахт, потому что днем с огнем не найти запасных частей! Зна­ чит, надо создавать комбайн с таким расчетом, чтобы как можно больше его частей комплектовалось из распростра­ ненных деталей. — Незачем изобретать каждый вин­ тик, каждую гайку, — говорил он. Поэтому для ходовой части взяли гу­ сеницы от погрузочной машины. Для пе­ редачи движения от мотора к исполни­ тельному органу поставили обыкновен­ ный карданный вал с автомобиля. С не- оилыними изменениями пустили в ход конвейер, редукторы, детали и узлы по­ грузочных машин, скребковых транспор­ теров. Но сейчас Гуменник меньше всего был склонен выслушивать похвалы. Он знал, что в комбайне пока не все хорошо и на заводе можно устранить недостатки куда быстрее, чем в механическом цехе шахты. В отделе главного конструктора заво­ да часами продолжались горячие споры. Тут же мгновенно набрасывались схем­ ки, делались зарисовки, беглые чертежи. Примеряли, прикидывали, отвергали ма­ лообоснованные предложения, перебива­ ли друг друга, горячились — словом, происходило то, что определяет настоя­ щую творческую обстановку, где в столкновении доводов и возражений, страстей и точного расчета рождается истина. Из Прокопьевской проектной конторы приехал опытный конструктор Отто Майер. Ему поручили работу над веду­ щими узлами. От завода выделили трех конструкторов: Леонида Шахова, Ари­ адну Дронову и Горальда Багрянского. Дело было новое, необычное. З а него принялись с охотой. Жаркие теоретические споры вокруг комбайна сменились кропотливой рабо­ той. Каждому отвели определенный уча­ сток. Не оставили без внимания ни одну деталь. Даже о количестве зубков на фрезах договорились лишь после настоя­ щего сражения. Приближался Октябрьский праздник. Рабочие и конструкторы сделали боль­ ше, чем обещали, чем могли. Наново пе­ ределанный, добротно оснащенный про­ ходческий комбайн стоял во дворе заво­ да, готовый в любую минуту ринуться на забой. * * * И вот комбайн живет. Ш ,.?д черной угольной стеной забоя стоит на двух маленьких гусеницах под­ земный скороход. На спине машины — третья гусеница, она поможет преодоле­ вать подъемы. Комбайнер берется за рычаги, слы­ шится гудение мотора. Приходит в движение разрушающий opiJH, расположенный за круглым

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2