Сибирские огни, 1958, № 11
— Ударного, а не режущего! По нятно?.. Самое главное было найдено. Он за ставит не одну, а множество маленьких кайл стремительно ударять в грудь за боя и не резать, как другие машины, а скалывать уголь. Так после долгих поисков вновь o t l крылась мудрость опыта, накопленного веками. Дальше работа пошла быстро. Обду манное со всех сторон, много раз взве шенное, много раз отброшенное и лишь после тщательной проверки принятое решение воплощалось в линии чер тежа. Сначала надо сделать маленький ком байн, узкого назначения. Он вытеснит кайлу даже оттуда, где она собиралась прижиться надолго. Комбайн должен проходить выработки в круто падающих угольных пластах — в тех самых ка менных колодцах, где одному человеку и с кайлой-то негде повернуться. Да, но шахта газовая. Электрический моторчик не применишь. Значит, нужен пневматический мотор. А это и лучше: меньше лишнего металла, легче будет вес машины. А комбайну легкость нуж на, чтобы карабкаться почти вертикаль но, пробивая дорогу в угле. После того, как чертежи были готовы, Яков Яковлевич почти не показывался дома. — Мама, не сердись, — звонил он по телефону. — Остался один винтик. Это означало, что сын вернется ие раньше ночи. Сколько же было «послед них» винтиков в его машине! * * * Вам приходилось видеть миномет? Первый комбайн Гуменника внешним ви дом немного похож на него. На штреке — тележка. На ней — широкая, наклонная труба. Угол ее на клона по надобности можно менять в за висимости от залегания угольного пла ста, в который нацелили комбайн. В первый день испытаний выбрали пласт самый трудный — почти отвесный. Тру бу установили почти вертикально. — Начинаем! — крикнул Гуменник. Послышался звук, похожий на шур шание прибрежной гальки, потревожен ной волной. Из широкой трубы показал ся продолговатый стальной цилиндр. Он двигался на гусеницах, расположенных с трех сторон. В цилиндре спрятаны все механизмы комбайна, в том числе и его пневматический двигатель. Впереди ци линдра — рабочий орган: несколько пар дисков, усаженных стальными зубами, напоминающими острия кайлы. Диски быстро вращались. Зубки ударяли по углю, скалывали кусочки. Комбайн, под жимаемый снизу гусеницами, постепен но углублялся в угольный пласт и под нимался вверх. Вот стальной цилиндр выполз из широкой трубы: он перестал в ней нуждаться, полез точно по задан ному направлению вверх, сквозь уголь ный пласт, и скоро скрылся из виду. Только резиновые трубочки, по которым 7 подавался сжатый воздух, тянулись от него вниз, на штрек, словно тросы от устремившегося в небо аэростата. — Так это же крот! — вырвалось у кого-то из шахтеров. А тот, кто выдумал и буквально из металлолома сделал эту удивительную машину, не замечал толпы восхищенных доброжелателей, не слышал их бесхит ростных, чистосердечных похвал. Он глядел на свое детище и думал о его будущем. Весть об удачных испытаниях пневма тического проходчика облетела Кузбасс. О нем узнали в Москве. Опытный обра зец комбайна взяли в Новосибирск. Там в филиале Государственного института проектирования угольных машин (Гипро- углемаш) решили на основе механиче ского крота создать агрегаты для про ходки горных выработок по угольным пластам наклонного и крутого падения. Но немало еще пришлось претерпеть машине и ее создателю, прежде чем изо бретение завоевало заслуженную славу. Об одном случае Я. Я. Гуменник и сейчас не может вспоминать без раздра жения. — Вы понимаете, что они сделали!— восклицает он. — Кто они? — Да там, в Новосибирске. В этом самом Кузнецком филиале Гипроуглема- ша. Выдумали тоже! Называется Куз нецким, а от кузнецких шахт — за три девять земель! — И что же они сделали? — Одурачили! Сначала меня окружи ли, расспрашивали, удивлялись, хва лили, восторгались. И что же? Я им привез все чертежи. Комбайн свой испытанный привез. А они приехали через несколько месяцев к нам на шахту. Привезли мой «усовершенст вованный» комбайн. Мы, говорят, в корне улучшили его. Спустили под зем лю, включили мотор, а комбайн прошел несколько десятков метров и — ни с места. Да и как он может сдвинуться, тем более пробиваться сквозь угольный пласт вверх? Мой-то ведь был легкий, компактный, подвижный. А они сделали стальную колымагу. Вот тебе и улуч шили!.. Через год после этого «испытания» так называемого улучшенного комбайна встречаю на одном совещании т. Заран- кина, директора того самого Кузнецкого филиала, и предлагаю ему новую ма шину. К тому времени я сделал проход ческий комбайн для горизонтальных выработок. — А зачем нам твой комбайн? — ответил Заранкин. — У нас есть ШБМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2