Сибирские огни, 1958, № 10
ставило удовольствие, ио и повысило культурный уровень. А ведь у нас (что греха таить!) есть библиотекари, которые заявляют: «Как я буду предлагать стихи, если я их сама никогда не читаю?» Напрашивается во прос, как такой библиотекарь будет за ниматься эстетическим воспитанием молодежи, как он будет решать эту важ ную задачу? Некоторые библиотечные работники эстетическое воспитание видят лишь в пропаганде книг по живописи, музыке, кино. Почему исключается из поля их зрения поэзия, этот высший род искус ства? Ведь еще В. Г. Белинский писал, что ни произведения архитектуры и скульптуры, ни живопись, ни даже му зыка не смогут сравниться по своему воздействию на человека с поэзией, по тому, что «поэзия... есть и звук, и кар тина, и определенное ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключа ет в себе все элементы других искусств» (В. Г. Белинский «Разделение поэзии на роды и виды»). Поэзия по своему эмоциональному воздействию является сильнейшим ору жием в коммунистическом воспитании молодежи. Мне припоминается один разговор де вушки с юношей, невольным слушате лем которого я оказалась прошлым ле том. Девушка очень горячо упрекала свое го собеседника за то, что он рисуется, манерничает, вместо того чтобы быть искренним, простым. — Знаешь, Сережа,—говорила она,— о таких, как ты, есть очень хорошие стихи у поэта Евгения Евтушенко: Ты часто говориш ь и мы слиш ь ласково И редко ты бы ваеш ь прост и прям . Порою р а зоб р а ть ся невозможно , Что не твое в тебе и где ты сам. — Ну, а ты? — горячился юноша. — У тебя тоже мало своего. Только и гово ришь цитатами из стихов... — А тебя, видно, эти стихи задева ют, потому что они уж очень хлестко бьют по тебе? — спросила девушка и продолжала: — Да, я не могу сказать так ярко, убедительно и сильно, как го ворят некоторые поэты в своих стихах. Так ведь на то они и поэты, ведь для того и существует поэзия, чтобы «сердца тревожить». Такие стихи помогают нам бороться со своими недостатками... Девушка немного помолчала, глядя на своего собеседника. — Или вот, Сережа, другая черта твоего характера: , какой-то пессимизм, нудное критиканство, делающее тебя белой вороной в коллективе. Но если бы ты прочел стихи Мусы Джалиля, на писанные им перед казнью, тебе стало бы стыдно. Вот слушай: Пускай мои минуты Сочтены, Пусть ждет м ен я п алач и вы ры та могила, Я ко всему готов. Но мне еще нужны Б ум а га бел ая и черны е чернила ... — А разве не могут • воодушевлять такие его стихи, обращенные к смерти: Нет, о т к а зы в ат ь с я никогда Я не думал от борьбы с тобою: Побежденным смертью нет стыда , Стыдно тем , кто сдался ей бе з боя. — Конечно, никакие, даже очень убедительные мои слова не могут подей ствовать так сильно, как эти стихи. ...Девушка и юноша очень долго го ворили о поэзии, спорили. Меня порази ла убежденность девушки, правильность ее суждений. Да, трудно переоценить значение поэзии в нашей жизни. К ней мы очень часто обращаемся за помощью. Когда мы хотим передать беспокойный, всегда что-то ищущий характер человека, мы говорим словами Лермонтова: А он, мятежный , просит бури . Как будто в бурях есть покой! Когда мы после отдыха у моря уезжа ем домой, то, глядя в последний раз на него, хотя бы мысленно произносим пушкинские строки: Прощай, свободная стихия! В последний р а з передо мной Ты катиш ь волны голубые И блещ еш ь гордою красой . А разве мы, сибиряки, когда пригла шаем кого-либо к себе в Сибирь, разве мы откажемся процитировать строчки из стихотворения Казимира Лисовского: Всем Сибирь и щ едра и богата , Здесь для юности кр ай непочатый . Впрочем, что убеж дать вас стихами : При езж айте , увидите сами! Опыт нашей библиотеки—библиотеки имени А. В. Луначарского — подсказы вает, что, помимо обычных методов про паганды книги, в пропаганде поэзии должны видное место занять встречи поэтов с читателями. Несколько лет назад некоторые наши читатели не знали даже и о существова нии местных, новосибирских, поэтов — И. Мухачева, К. Лисовского, А. Смердо- ва и др. Библиотека организовала вечер встречи поэтов с читателями. Перед встречей проводились индивидуальные и групповые беседы о творчестве сибир ских поэтов, были сделаны выставки их книг. Выступления поэтов были встречены читателями очень тепло. После вечера в библиотеку поступило много устных и письменных отзывов о прочитанных поэ тами стихах. Если раньше книги-стихи поэтов-сибиряков стояли на полках, то после встречи с их авторами книг не хватало для выдачи читателям. С тех пор в библиотеке им. Луначар--
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2