Сибирские огни, 1958, № 10
получившими аттестат зрелости, но имеющими смутное представление о поэ зии вообще, знающими советскую поэ зию только в пределах школьной про граммы. Порой они не умеют отличить хорошие стихи от плохих и даже иногда от. явной халтуры или подделки под стихи. У таких молодых товарищей не воспитан вкус к поэзии. Причина этого, нам думается, прежде всего в том, что не все преподаватели литературы в средней школе уделяют достаточно внимания развитию у школь ника чувства прекрасного. Некоторые из них сами плохо знают поэзию, равно душны к ней. Какую любовь к поэзии может пробудить преподаватель, если стихи, предназначенные ученикам для изучения, он читает им по книге, чита ет без огонька, равнодушно, скучно, ес ли при разборе стихов он мало обраща ет внимания на художественную их сто рону, а ученикам, просто выучившим стихотворение наизусть, но не проник шим в его поэтическую, эмоциональную, образную сущность, спокойно ставит вы сокую оценку. Минувшей зимой мне пришлось про честь сочинение ученицы 8-го класса на тему «Вольнолюбивая лирика Пушки на». На мое замечание об отсутствии в сочинении художественного анализа или какого-либо указания на огромное эсте тическое значение стихов Пушкина уче ница ответила: — У нас учительница на уроках об этом никогда не говорила. Она только спрашивает, какова идея стиха. И если я напишу иначе, чем все, смеяться бу дут... Такие преподаватели, как правило, ограничиваются только Программными требованиями, не наталкивают учеников на знакомство с произведениями поэтов, не включенных в программу, но читае мых нашим юношеством. Они не инте ресуются, что их ученики берут в биб лиотеках для домашнего чтения. Не хва тает времени? Возможно. Однако для воспитания благородных чувств у юно шества некоторые преподаватели с успе хом используют внешкольное, внекласс ное время. Вследствие того, что в школе учени кам слабо прививается вкус к поэзии, нам в библиотеке приходилось встре чаться с такими молодыми читателями, которые все многообразие советской поэзии сводят в лучшем случае к двум- трем именам поэтов. Как-то один сту дент, читатель нашей библиотеки, в раз говоре о поэзии безапелляционно за явил: — Я из всех советских поэтов при знаю только Твардовского. Вот это дей ствительно поэт! А остальные — так себе... Конечно, можно иметь любимого поэ та и отдавать ему предпочтение перед другими. Для одних — это А. Твардов ский, для других — Я. Смеляков. В на шей библиотеке есть читатели, которые любят поэтов-сибиряков —- К. Лисов ского, Н. Перевалова, И. Фонякова и других. Но отрицать всех других поэтов, сводить всю советскую поэзию к одному имени, по меньшей мере, не умно. И вот нам, библиотекарям, показа лось, что товарищ студент заявил так о Твардовском только потому, что произ ведения остальных советских поэтов он не знает, да и из Твардовского знает только «Василия Теркина». И мы реши ли подшутить над ним, проверить его. — Да, действительно, Твардовский — большой силы поэт. Вот, например, его стихотворение... И мы прочли ему стихотворения... Ярослава Смелякова, а потом Льва Оша нина. Он искренне принял эти стихи за стихи своего любимого поэта. Не открыв на этот раз нашему моло дому читателю шутки, мы предложили ему побыть на вечере поэтов-новосибир- цев, который должен был в этот день состояться в библиотеке. Ему понрави лись стихи К. Лисовского, посвященные А. Мицкевичу, и стихи Е. Стюарт. У нас были с ним еще беседы о поэзии. Посте пенно он увлекся стихами ряда совет ских поэтов, стал большим поклонником стихов Владимира Луговского, Ярослава Смелякова, Назима Хикмета, Мусы Джалиля, Аркадия Кулешова. Предъявив счет преподавателям школ, следует критически отнестись и к работе библиотек. Не ошибусь, если скажу, что пропаганда поэзии в библиотеках недо статочна, что читает стихи сравнитель но небольшой круг любителей. Значи тельный же процент читателей в библио теках составляет рабочая молодежь, ко торая в некоторой овоей части еще очень плохо знает произведения даже лучших советских поэтов. А вспомним, как В. Маяковский ратовал именно за рабочую аудиторию, за рабочего чита теля. В клубе Путиловского завода в Ле нинграде Маяковский спрашивал биб лиотекаршу: — А вы рекомендуете книгу читате лю? Объясняете нужность ее прочтения, делаете первый толчок к читательской любви? Библиотекарь должен быть аги- татором-пропагандистом коммунистиче ской, революционной, нужной книги. Маяковский рассказывал о библиоте- каре-агитаторе, которого он встретил в Баку: — Учащиеся от чтения моих стихов резко отказывались. Библиотекарша сделала из разных стихов октябрьский литмонтаж и разучила его с чтецами чуть не насильно. Вчитавшись, стали читать с удовольствием. После чтения стали отказываться от элементарных стихов. «Чтение сложных вещей, — говорит библиотекарша; — не только до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2