Сибирские огни, 1958, № 10

получившими аттестат зрелости, но имеющими смутное представление о поэ­ зии вообще, знающими советскую поэ­ зию только в пределах школьной про­ граммы. Порой они не умеют отличить хорошие стихи от плохих и даже иногда от. явной халтуры или подделки под стихи. У таких молодых товарищей не воспитан вкус к поэзии. Причина этого, нам думается, прежде всего в том, что не все преподаватели литературы в средней школе уделяют достаточно внимания развитию у школь­ ника чувства прекрасного. Некоторые из них сами плохо знают поэзию, равно­ душны к ней. Какую любовь к поэзии может пробудить преподаватель, если стихи, предназначенные ученикам для изучения, он читает им по книге, чита­ ет без огонька, равнодушно, скучно, ес­ ли при разборе стихов он мало обраща­ ет внимания на художественную их сто­ рону, а ученикам, просто выучившим стихотворение наизусть, но не проник­ шим в его поэтическую, эмоциональную, образную сущность, спокойно ставит вы­ сокую оценку. Минувшей зимой мне пришлось про­ честь сочинение ученицы 8-го класса на тему «Вольнолюбивая лирика Пушки­ на». На мое замечание об отсутствии в сочинении художественного анализа или какого-либо указания на огромное эсте­ тическое значение стихов Пушкина уче­ ница ответила: — У нас учительница на уроках об этом никогда не говорила. Она только спрашивает, какова идея стиха. И если я напишу иначе, чем все, смеяться бу­ дут... Такие преподаватели, как правило, ограничиваются только Программными требованиями, не наталкивают учеников на знакомство с произведениями поэтов, не включенных в программу, но читае­ мых нашим юношеством. Они не инте­ ресуются, что их ученики берут в биб­ лиотеках для домашнего чтения. Не хва­ тает времени? Возможно. Однако для воспитания благородных чувств у юно­ шества некоторые преподаватели с успе­ хом используют внешкольное, внекласс­ ное время. Вследствие того, что в школе учени­ кам слабо прививается вкус к поэзии, нам в библиотеке приходилось встре­ чаться с такими молодыми читателями, которые все многообразие советской поэзии сводят в лучшем случае к двум- трем именам поэтов. Как-то один сту­ дент, читатель нашей библиотеки, в раз­ говоре о поэзии безапелляционно за­ явил: — Я из всех советских поэтов при­ знаю только Твардовского. Вот это дей­ ствительно поэт! А остальные — так себе... Конечно, можно иметь любимого поэ­ та и отдавать ему предпочтение перед другими. Для одних — это А. Твардов­ ский, для других — Я. Смеляков. В на­ шей библиотеке есть читатели, которые любят поэтов-сибиряков —- К. Лисов­ ского, Н. Перевалова, И. Фонякова и других. Но отрицать всех других поэтов, сводить всю советскую поэзию к одному имени, по меньшей мере, не умно. И вот нам, библиотекарям, показа­ лось, что товарищ студент заявил так о Твардовском только потому, что произ­ ведения остальных советских поэтов он не знает, да и из Твардовского знает только «Василия Теркина». И мы реши­ ли подшутить над ним, проверить его. — Да, действительно, Твардовский — большой силы поэт. Вот, например, его стихотворение... И мы прочли ему стихотворения... Ярослава Смелякова, а потом Льва Оша­ нина. Он искренне принял эти стихи за стихи своего любимого поэта. Не открыв на этот раз нашему моло­ дому читателю шутки, мы предложили ему побыть на вечере поэтов-новосибир- цев, который должен был в этот день состояться в библиотеке. Ему понрави­ лись стихи К. Лисовского, посвященные А. Мицкевичу, и стихи Е. Стюарт. У нас были с ним еще беседы о поэзии. Посте­ пенно он увлекся стихами ряда совет­ ских поэтов, стал большим поклонником стихов Владимира Луговского, Ярослава Смелякова, Назима Хикмета, Мусы Джалиля, Аркадия Кулешова. Предъявив счет преподавателям школ, следует критически отнестись и к работе библиотек. Не ошибусь, если скажу, что пропаганда поэзии в библиотеках недо­ статочна, что читает стихи сравнитель­ но небольшой круг любителей. Значи­ тельный же процент читателей в библио­ теках составляет рабочая молодежь, ко­ торая в некоторой овоей части еще очень плохо знает произведения даже лучших советских поэтов. А вспомним, как В. Маяковский ратовал именно за рабочую аудиторию, за рабочего чита­ теля. В клубе Путиловского завода в Ле­ нинграде Маяковский спрашивал биб­ лиотекаршу: — А вы рекомендуете книгу читате­ лю? Объясняете нужность ее прочтения, делаете первый толчок к читательской любви? Библиотекарь должен быть аги- татором-пропагандистом коммунистиче­ ской, революционной, нужной книги. Маяковский рассказывал о библиоте- каре-агитаторе, которого он встретил в Баку: — Учащиеся от чтения моих стихов резко отказывались. Библиотекарша сделала из разных стихов октябрьский литмонтаж и разучила его с чтецами чуть не насильно. Вчитавшись, стали читать с удовольствием. После чтения стали отказываться от элементарных стихов. «Чтение сложных вещей, — говорит библиотекарша; — не только до­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2