Сибирские огни, 1958, № 10

Прививать любовь к поэзии (Заметки библиотекаря) В библиотеку зашел читатель — ра­ ботник одного из учреждений. Он очень долго не мог выбрать книгу. Подойдя к столу выдачи, я предложила ему: — Может быть, вы почитаете стихи? У нас хороший выбор... — Стихи? Может быть, кстати, и аль­ бомчик дадите в виде приложения, что­ бы записывать стишочки? — ирониче­ ски ответил он. — Я вышел из того воз­ раста, когда стишками забавляются... — Позвольте, при чем здесь воз­ раст? — спросила его я и привела ряд, казалось бы, неотразимых аргументов о неправильности его взглядов. Но чита­ тель все же стихи не взял, хотя, может быть, уже и просто из-за некоторого упрямства. Возможно, это единственный случай? Нет, не раз приходилось слышать от чи­ тателей, когда слово «поэзия» употреб­ лялось ими с таким оттенком, как будто это нечто такое, что предназначено только для детей. — В зрелом возрасте даже поэты пе­ реключаются на прозу, — можно было слышать от некоторых в качестве дово­ да их личного отстранения от поэзии, от стихов. Как ни странно, но такого рода люди сами себя лишают очень многого, слиш­ ком рано превратившись в «молодых стариков». Их суждения о поэзии на­ поминают аналогичные рассуждения не­ которых людей о спорте, сводящиеся к тому, что спорт — это удел только мо­ лодых. Да, поэзия связана с понятием молодости, ибо, как говорил В. Г. Бе­ линский, поэзия «это (вечная и никогда не удовлетворимая жажда все обнять и со всем слиться... Это биение пульса мировой жизни». Но, к счастью, «молодых стариков» не так уж много. Немало пожилых лю­ дей, любящих поэзию. Помню, как в биб­ лиотеку пришел человек уже в годах и спросил стихи поэтов первых лет совет-, ской власти. Я подумала, что ему нужен такой сборник для определенной, воз­ можно, учебной цели. Но в беседе вы­ яснилось, что он просто очень любит поэзию, следит за всем, что создано луч­ шего советскими поэтами, и вот захо­ тел вновь прочесть давно знакомые стихи. Этот читатель сказал также, что ему не все стихи нравятся, но если из всего сборника стихов какого-либо поэта попадется 2—3 стихотворения, которые его взволнуют, он испытывает настоя­ щее наслаждение. Нет надобности говорить о людях-оди- ночках, вообще недовольных самой жизнью или понимающих ее очень узко­ материально, о людях, «чьи ноги при­ росли к земле, а глаза никогда не ви­ дели неба». Конечно, для них поэзия, как они сами выражаются «ни к чему». Но у большинства советских людей тяга к поэзии, иногда еще пусть и не­ осознанная, огромна. Без поэзии народы не существовали и не могут существо­ вать. Народ — творец поэзии. Недаром аварский поэт Расул Гамзатов в своей поэме «Разговор с отцом» так говорит о поэзии: Поэзия — это не звонк ая ф р а за . Поэзия людям нужна , к ак ды ханье . Как старости — посох, к ак зрелости — разум . Как детству — игруш ки , к а к юности — знанье . Пабло Неруда, выступая в Сант-Яго на конгрессе деятелей культуры о долге поэзии в нашу эпоху, закончил свою речь замечательными словами: «Уверенность в будущем человечества объединяет нас. Время, которое близит­ ся, кроме всех своих даров, несет и еще одно: равное распределение трех сокро­ вищ, которых так ждут люди на всей земле, — хлеба, справедливости и поэ­ зии». И действительно, поэзия, говоря сло­ вами Льва Толстого, это «лучшее благо мира», нужна людям, как дыхание, как хлеб. Но ведь мало говорить о поэзии бес­ спорные истины. Любовь к поэзии необ­ ходимо воспитывать, прививать любовь к ней с детских лет, со школьной скамьи. В библиотеке нам приходится встре­ чаться с юношами, окончившими школу,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2