Сибирские огни, 1958, № 10
вратничавших господ колонизаторов». Конец засилью колонизаторов при шел в ноябре 1948 года. Люди Бей- дайхэ зажили по-новому. Они стали хо зяевами своей судьбы. С. Кожевников приводит в очерке яркие факты и при меры, показывающие, как решительно изменилась жизнь людей Бейдайхэ — бывших рикш. И вот Сун Чжан-и, шо фер Гао Ху-чэн, трактористка госхоза Цуй Су-чан, шахтер Гао Юн-фа — герои очерка являются носителями всего того нового, что пришло в жизнь китайского народа. В их судьбе выражена судьба всего народа. Это —• типичные для но вого Китая люди. И сами они это хоро шо понимают. «— В нашем районе, — рассказывал товарищ Сун, — двадцать шесть тысяч рыбаков и крестьян. В сравнении с об щим числом населения Китая — это, ко нечно, капля. Но это капля великого моря. За шесть лет в ней произошли та кие же изменения, как и во всей стране». В творческой работе очеркиста, как и в работе каждого литератора, социали стический реализм предопределяет под линную партийность и целенаправлен ность в подходе к жизненному мате риалу, к его отображению и раскрытию. С. Кожевников находился в Китае как -человек, принимающий близко к сердцу успехи и радости братского народа, иду щего по пути социалистических преобра зований. Он подошел к изучению китай ской действительности с-позиции писате- ля-коммуниста, а это и обеспечило пра вильное понимание им существа, проис ходящего в Китае, верное раскрытие процесса социалистического переустрой ства и художественно яркое их отобра жение в очерках. В таком, например, очерке, как «Хризантемы и грязь», от меченном подлинной публицистической страстью, С. Кожевников утверждает: «Хризантемы — любимые цветы Китая. Они имеют великолепное символическое значение: «Китай никогда не будет слом лен, китайский народ всегда будет жить». Очеркист гневно клеймит «грязь» — клевету империалистов на Китайскую Народную Республику, по казывая китайскую действительность такой, какой она является. Очеркист не склонен затушевывать трудности, с которыми приходится стал киваться китайскому народу-созидателю. В очерке «Эхо в горах» он показывает Юньнань — интересный край, где жи вет двадцать малых национальностей и более ста родственных им народностей. Их жизнь после образования Китайской Народной Республики во многом измени лась. Но пережитки, последствия нещад- ,ной эксплуатации колонизаторами все еще имеются. Правительство Китая ока зывает серьезную помощь народам Юнь нани. Только недавно появились у этих народностей рис и пшеница, а раньше они ели тяо — трехгранное, коричнево го цвета, горькое зерно. Особенно от сталыми были народности лишу, цзин по, кава. Люди народности дулу не име ли даже одежды и примитивных жи лищ. В одном из племен ицзу до не давнего времени был рабовладельческий строй. Разумеется, трудности преодоле ния пережитков велики. Но как герой очерка заместитель секретаря провин циального комитета КПК Вань Лянь- фан, так и очеркист утверждают, . что путь этих народов ясен: к социализму! «Они пойдут медленнее, чем передовые народы, но непременно к социализму, минуя одни капиталистическую, а другие феодальную и капиталистическую ста дии развития». Таким образом, очевидно, что и в очерках китайского цикла С. Кожевни ков выступает не как равнодушный сви детель событий, а как активный участ ник борьбы. И естественно, что его очер ки не только открывают перед нами не которые стороны китайской действи тельности, показывают сущность социа листических преобразований, но и оказы вают прямое, действенное воспитатель ное влияние на читателя. Книга «Юй-гун передвигает горы» имеет большое позна вательное значение, богата ценным фак тическим материалом. Она проникнута большой любовью писателя к дружест венному нашей стране народу Китая. С. Кожевников находится сейчас в пе риоде творческой зрелости. Верится, -что он создаст еще немало талантливых очерков на близкие ему темы нашей современной действительности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2