Сибирские огни, 1958, № 10

вратничавших господ колонизаторов». Конец засилью колонизаторов при­ шел в ноябре 1948 года. Люди Бей- дайхэ зажили по-новому. Они стали хо­ зяевами своей судьбы. С. Кожевников приводит в очерке яркие факты и при­ меры, показывающие, как решительно изменилась жизнь людей Бейдайхэ — бывших рикш. И вот Сун Чжан-и, шо­ фер Гао Ху-чэн, трактористка госхоза Цуй Су-чан, шахтер Гао Юн-фа — герои очерка являются носителями всего того нового, что пришло в жизнь китайского народа. В их судьбе выражена судьба всего народа. Это —• типичные для но­ вого Китая люди. И сами они это хоро­ шо понимают. «— В нашем районе, — рассказывал товарищ Сун, — двадцать шесть тысяч рыбаков и крестьян. В сравнении с об­ щим числом населения Китая — это, ко­ нечно, капля. Но это капля великого моря. За шесть лет в ней произошли та­ кие же изменения, как и во всей стране». В творческой работе очеркиста, как и в работе каждого литератора, социали­ стический реализм предопределяет под­ линную партийность и целенаправлен­ ность в подходе к жизненному мате­ риалу, к его отображению и раскрытию. С. Кожевников находился в Китае как -человек, принимающий близко к сердцу успехи и радости братского народа, иду­ щего по пути социалистических преобра­ зований. Он подошел к изучению китай­ ской действительности с-позиции писате- ля-коммуниста, а это и обеспечило пра­ вильное понимание им существа, проис­ ходящего в Китае, верное раскрытие процесса социалистического переустрой­ ства и художественно яркое их отобра­ жение в очерках. В таком, например, очерке, как «Хризантемы и грязь», от­ меченном подлинной публицистической страстью, С. Кожевников утверждает: «Хризантемы — любимые цветы Китая. Они имеют великолепное символическое значение: «Китай никогда не будет слом­ лен, китайский народ всегда будет жить». Очеркист гневно клеймит «грязь» — клевету империалистов на Китайскую Народную Республику, по­ казывая китайскую действительность такой, какой она является. Очеркист не склонен затушевывать трудности, с которыми приходится стал­ киваться китайскому народу-созидателю. В очерке «Эхо в горах» он показывает Юньнань — интересный край, где жи­ вет двадцать малых национальностей и более ста родственных им народностей. Их жизнь после образования Китайской Народной Республики во многом измени­ лась. Но пережитки, последствия нещад- ,ной эксплуатации колонизаторами все еще имеются. Правительство Китая ока­ зывает серьезную помощь народам Юнь­ нани. Только недавно появились у этих народностей рис и пшеница, а раньше они ели тяо — трехгранное, коричнево­ го цвета, горькое зерно. Особенно от­ сталыми были народности лишу, цзин­ по, кава. Люди народности дулу не име­ ли даже одежды и примитивных жи­ лищ. В одном из племен ицзу до не­ давнего времени был рабовладельческий строй. Разумеется, трудности преодоле­ ния пережитков велики. Но как герой очерка заместитель секретаря провин­ циального комитета КПК Вань Лянь- фан, так и очеркист утверждают, . что путь этих народов ясен: к социализму! «Они пойдут медленнее, чем передовые народы, но непременно к социализму, минуя одни капиталистическую, а другие феодальную и капиталистическую ста­ дии развития». Таким образом, очевидно, что и в очерках китайского цикла С. Кожевни­ ков выступает не как равнодушный сви­ детель событий, а как активный участ­ ник борьбы. И естественно, что его очер­ ки не только открывают перед нами не­ которые стороны китайской действи­ тельности, показывают сущность социа­ листических преобразований, но и оказы­ вают прямое, действенное воспитатель­ ное влияние на читателя. Книга «Юй-гун передвигает горы» имеет большое позна­ вательное значение, богата ценным фак­ тическим материалом. Она проникнута большой любовью писателя к дружест­ венному нашей стране народу Китая. С. Кожевников находится сейчас в пе­ риоде творческой зрелости. Верится, -что он создаст еще немало талантливых очерков на близкие ему темы нашей современной действительности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2