Сибирские огни, 1958, № 10

увидев это, начал смеяться над Юй-гу- ном: «Эх и прост же ты! Ведь ты стар и слаб, тебе и не уколупнуть эти горы, где же тебе их перенести!». Юй-гун от­ ветил ему: «Туго же ты соображаешь! Пусть я умру, останутся дети, а у детей родятся внуки, а у внуков будут свои дети, и у тех будут сыновья и внуки. Так поколение за поколением пойдет бесконечной чередой, а горы-то ведь ра­ сти не будут, так почему же нам их не срыть?». В 1945 году на закрытии седьмого съезда Коммунистической партии Китая Мао Цзэ-дун пересказал эту притчу и заявил: «Сейчас тоже две большие горы давят своей тяжестью на китайский на­ род — одна из них называется импе­ риализм, другая — феодализм. Комму­ нистическая партия уже давно решила срыть эти горы». Писатель-сибиряк побывал в Китае спустя почти шесть лет после полного освобождения страны от империалистов и феодалов. Перед народом-тружеником и созидателем, получившим свободу, от­ крылись невиданные и вдохновенные перспективы построения социализма. Писатель видел, как изменилась жизнь в Гуандуне, в Мукдене, в Чанчуне. И речь . идет не только о создании новых заводов, фабрик, комбинатов, не только о развитии всех отраслей народного хо­ зяйства в стране. Главное—социалисти­ ческие преобразования оказали благо­ творнейшее влияние на формирование нового человека. Вот на показ этого че­ ловека и обратил свое внимание очер­ кист. Он рассказал о семье механика У Тана, биография которого, как в зер­ кале, отражает все то, что было в судь­ бе народа, весь путь, пройденный им в борьбе с колонизаторами и их ставлен­ никами за новую счастливую жизнь в народном Китае. «Династия» У — семья индустриальных рабочих, пришедших на строительство автомобильного завода й Чанчуне. В прошлом У Тан строил за­ вод, а теперь он работает на нем на­ чальником бюро контроля техники без­ опасности. За его плечами были годы подполья, революционной борьбы. Для того, чтобы ярче оттенить значе­ ние преобразований, произошедших в Китайской Народной Республике, пока­ зать на примере семьи У все то, что дало народу освобождение от колониза­ торов, очеркист обратился к приему со­ поставления. Он показал «династию» У в сравнении с императорской династией, последним отпрыском которой был Пу И. Сделано это с улыбкой, с юмо­ ром. «Пу И, конечно, не подозревал о существовании механика. У Тан, правда, знал, что есть на свете Пу И и что он называет себя императором, но, как он мне сказал в беседе, которая состоялась на третий день приезда в Чанчунь, не придавал этому факту особого значе­ ния». «Пу И родился в 1904 году, У Тан — в 1895. Разница в возрасте была на десять лет в пользу У Тана. Но когда Пу И исполнилось только три года, он стал китайским императором, а У Тан — учеником слесаря в Харбин­ ских судоремонтных мастерских. Но это только на первый взгляд могло по­ казаться, что Пу И в своей карьере шагнул далеко». Всем материалом очерка «Юй-гун пе­ редвигает горы» С. Кожевников пока­ зал, что «династия» У — освобожден­ ный народ Китая. Он завоевал победу в борьбе и укрепляет ее сознательным трудом на благо своей страны. На восьми холмах пытались японцы воздвигнуть столицу Маньчжу Ди-Го. Но в Чанчуне был еще один «холм» — девятый, тщательно замаскированный японскими градостроителями. На его вершине, как стало известно значитель­ но позже, находилась фабрика по про­ изводству бактерий. Перед бегством японцы ее взорвали. Сопоставляя про­ шлое Чанчуня и его людей с настоящим, идя от фактов к обобщениям, С. Кожев­ ников отмечает: «К счастью для людей, на девятый холм Чанчуня пришли дру­ гие силы — силы созидания и гуманно­ сти. Пришел легендарный Юй-гун- строитель, который умеет передвигать горы и менять облик земли». Не только в этом, но и в таких очер­ ках, как «Хризантемы и грязь», «Воро­ та номер шесть», «В Шанхае», «Рассвет над Пекином», «Дороуа лотосов» и во многих других С. Кожевников показал, как народ трудится, с упоением строя счастливую жизнь для себя, для буду­ щих поколений. Народ занят титаниче­ ской работой. «Он убирает гору — и че­ рез Уцяолинский хребет проходит же­ лезнодорожная магистраль, переносит на своих руках другую гору — и воз­ никает Фуцзилинское водохранилище, уничтожает зачумленную японскими им­ периалистами гору в Чанчуне — и рож­ дается автомобильный завод. На пути создания в Китае крупной индустрии много гор. Они будут срыты. Великому народу под стать решать ве­ ликие дела». Этими словами заключает очерк С. Кожевников. В них и любовь к ве­ ликому китайскому народу и страстная уверенность в том, что ему принадлежит замечательное будущее. Идейно - художественная значимость, сила и привлекательность очерков кни­ ги «Юй-гун передвигает горы» достигну­ ты тем, что к работе над ними писатель подошел с позиций социалистического реализма, в основе которого лежит тре­ бование жизненной правды, что они про­ никнуты духом высокой партийности. Это означает: очеркист в своих произве­ дениях дал не только правдивое внешнее описание явлений, происходящих в Ки­ тайской Народной Республике, связан­ ных с социалистическими преобразова­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2