Сибирские огни, 1958, № 10
увидев это, начал смеяться над Юй-гу- ном: «Эх и прост же ты! Ведь ты стар и слаб, тебе и не уколупнуть эти горы, где же тебе их перенести!». Юй-гун от ветил ему: «Туго же ты соображаешь! Пусть я умру, останутся дети, а у детей родятся внуки, а у внуков будут свои дети, и у тех будут сыновья и внуки. Так поколение за поколением пойдет бесконечной чередой, а горы-то ведь ра сти не будут, так почему же нам их не срыть?». В 1945 году на закрытии седьмого съезда Коммунистической партии Китая Мао Цзэ-дун пересказал эту притчу и заявил: «Сейчас тоже две большие горы давят своей тяжестью на китайский на род — одна из них называется импе риализм, другая — феодализм. Комму нистическая партия уже давно решила срыть эти горы». Писатель-сибиряк побывал в Китае спустя почти шесть лет после полного освобождения страны от империалистов и феодалов. Перед народом-тружеником и созидателем, получившим свободу, от крылись невиданные и вдохновенные перспективы построения социализма. Писатель видел, как изменилась жизнь в Гуандуне, в Мукдене, в Чанчуне. И речь . идет не только о создании новых заводов, фабрик, комбинатов, не только о развитии всех отраслей народного хо зяйства в стране. Главное—социалисти ческие преобразования оказали благо творнейшее влияние на формирование нового человека. Вот на показ этого че ловека и обратил свое внимание очер кист. Он рассказал о семье механика У Тана, биография которого, как в зер кале, отражает все то, что было в судь бе народа, весь путь, пройденный им в борьбе с колонизаторами и их ставлен никами за новую счастливую жизнь в народном Китае. «Династия» У — семья индустриальных рабочих, пришедших на строительство автомобильного завода й Чанчуне. В прошлом У Тан строил за вод, а теперь он работает на нем на чальником бюро контроля техники без опасности. За его плечами были годы подполья, революционной борьбы. Для того, чтобы ярче оттенить значе ние преобразований, произошедших в Китайской Народной Республике, пока зать на примере семьи У все то, что дало народу освобождение от колониза торов, очеркист обратился к приему со поставления. Он показал «династию» У в сравнении с императорской династией, последним отпрыском которой был Пу И. Сделано это с улыбкой, с юмо ром. «Пу И, конечно, не подозревал о существовании механика. У Тан, правда, знал, что есть на свете Пу И и что он называет себя императором, но, как он мне сказал в беседе, которая состоялась на третий день приезда в Чанчунь, не придавал этому факту особого значе ния». «Пу И родился в 1904 году, У Тан — в 1895. Разница в возрасте была на десять лет в пользу У Тана. Но когда Пу И исполнилось только три года, он стал китайским императором, а У Тан — учеником слесаря в Харбин ских судоремонтных мастерских. Но это только на первый взгляд могло по казаться, что Пу И в своей карьере шагнул далеко». Всем материалом очерка «Юй-гун пе редвигает горы» С. Кожевников пока зал, что «династия» У — освобожден ный народ Китая. Он завоевал победу в борьбе и укрепляет ее сознательным трудом на благо своей страны. На восьми холмах пытались японцы воздвигнуть столицу Маньчжу Ди-Го. Но в Чанчуне был еще один «холм» — девятый, тщательно замаскированный японскими градостроителями. На его вершине, как стало известно значитель но позже, находилась фабрика по про изводству бактерий. Перед бегством японцы ее взорвали. Сопоставляя про шлое Чанчуня и его людей с настоящим, идя от фактов к обобщениям, С. Кожев ников отмечает: «К счастью для людей, на девятый холм Чанчуня пришли дру гие силы — силы созидания и гуманно сти. Пришел легендарный Юй-гун- строитель, который умеет передвигать горы и менять облик земли». Не только в этом, но и в таких очер ках, как «Хризантемы и грязь», «Воро та номер шесть», «В Шанхае», «Рассвет над Пекином», «Дороуа лотосов» и во многих других С. Кожевников показал, как народ трудится, с упоением строя счастливую жизнь для себя, для буду щих поколений. Народ занят титаниче ской работой. «Он убирает гору — и че рез Уцяолинский хребет проходит же лезнодорожная магистраль, переносит на своих руках другую гору — и воз никает Фуцзилинское водохранилище, уничтожает зачумленную японскими им периалистами гору в Чанчуне — и рож дается автомобильный завод. На пути создания в Китае крупной индустрии много гор. Они будут срыты. Великому народу под стать решать ве ликие дела». Этими словами заключает очерк С. Кожевников. В них и любовь к ве ликому китайскому народу и страстная уверенность в том, что ему принадлежит замечательное будущее. Идейно - художественная значимость, сила и привлекательность очерков кни ги «Юй-гун передвигает горы» достигну ты тем, что к работе над ними писатель подошел с позиций социалистического реализма, в основе которого лежит тре бование жизненной правды, что они про никнуты духом высокой партийности. Это означает: очеркист в своих произве дениях дал не только правдивое внешнее описание явлений, происходящих в Ки тайской Народной Республике, связан ных с социалистическими преобразова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2