Сибирские огни, 1958, № 10
1*2 ЕВГЕНИИ ЛУЧИНЕЦКИИ Абаханцев был в леспромхозе «Фомой неверующим». Впрочем, и он выглядит не столько противником нового, сколько просто брюзжащим стариком. Прибыли в леспромхоз трелевочные тракторы, он заявляет: «Не потянут. Помяните мое слово — не потянут». Решили внедрить’ лебедку с бесконечным тросом, Абахан цев тут как тут со своим: «Порвется». Между тем, в действительности, у нова торов Тимирязевки было немало актив ных, энергичных противников. Показ борьбы новаторов не только за внедре ние лебедки, но и с противниками но вого вообще позволил бы автору глубже раскрыть -характеры любимых им ге роев. О таких же людях, влюбленных в свой труд, живущих делом, которому отдают они всю свою энергию, знания, опыт, рассказано и в поэтическом очер ке «Белая тайга». Автор знакомит нас с директором леспромхоза Голиковым и лесорубом Прохоровым, начальником лесного отдела треста Крыловым и плотником Бельтиковым. Мы видим, как самоотверженно трудились они в годы войны. Дет в очерке внешней занимательно сти.: Автор не делает ни малейшей по пытки изобретения каких-либо хитро умных : ходов и поворотов сюжета, бьющих на эффект. Избрав эпический тон повествования, С. Кожевников увле кает простотой и наглядностью описа ний, яркостью изображения природы, людей, производства. Этот очерк, как и многие другие, С. Кожевников начинает с упоминания о том, где и когда увидел он описывае мое, в данном случае белую тайгу, как и при.каких обстоятельствах встречался он со своими героями. Запечатлевая образы героев, С. Ко жевников стремится к тому, чтобы воз можно полнее раскрыть перед читате лем их внутренний духовный мир. Внешняя характеристика используется автором как средство, позволяющее зримо представить героя. Вместе с тем она акцентирует внимание на тех внеш них чертах его облика, которые лучше всего характеризуют его психологию, его внутреннее содержание, с особой силой проявляющееся тогда, когда очеркист показывает героя в действии, за рабо той. Вместе с директором леспромхоза Голиковым очеркист находится в лесо секе. Рабочий день в разгаре. «К дере ву с отметкой «Р-36» «...подошел, лов ко скользя лыжами по снегу, лесоруб- лучкист, коренастый, мохнатый, точь- в-точь такой, каких рисуют художники на: плакатах о лесозаготовках. ' — Тихон Ильич, — сообщил нам ше потом Голиков. В голосе директора лес промхоза звучала почтителвность, почти удивление». ; Так происходит наше знакомство с лесорубом Прохоровым. Внешняя его характеристика немногословна. Автор не выделяет какие-то особенные в нем черты: Тихон Ильич «точь-вг-точь такой, каких рисуют художники...». Но, с дру гой стороны, очевидно, что это человек незаурядный. Неспроста ведь в голосе директора «звучала почтительность, почти удивление». Далее мы узнаем, что Тихон Ильич об ладает абсолютным знанием белого леса, подлинным талантом распознава ния качества березы, стоящей на корню. Мы видим Тихона Ильича за работой и угадываем в нем сосредоточенность че ловека, влюбленного в. труд, преиспол ненного сознания его значимости. В этом-то и раскрывается очеркистом ду ховный мир героя, советского человека, одного из тех, кто в годы войны помо гал ковать победу самоотверженным трудом. Одна из особенностей стиля С. Кожев-, никова заключается в лиричности описа ний явлений природы. Пейзаж в очер ках С. Кожевникова — не мертвое изо бражение, какое можно увидеть на фо тоснимках. Он почти: всегда у него ярок и зрим, наполнен жизнью, движением. Вот как выглядит зимняя тайга. «Снег под полозьями визжал и выл, воздух жег легкие. Лошади беспрестан но пофыркивали, стараясь сбить с ноздрей ледяные сосульки. В чулым ские края давно не заглядывал ветер. Мохнатые ветви кедров и елей, стояли, укутанные снегом, словно горностаевы ми шкурками. Безлистые ветви берез украшены легкими . голубовато-белыми кружевами. Пни, валежник, кочки были покрыты пушистым снегом, отливали голубизной неба и горели на солнце ми риадами искр. И все это пушистое, посе ребренное, легкое замерло, притаилось. Только сверху, где холодно светило мохнатое солнце, падали, раздумчиво колыхаясь в застывшем воздухе, тихие снежинки». С. Кожевников умеет слышать «и по свист берез и скучный вой ели при вет ре». Он зорок, когда замечает: «Сквозь морозную дымку, из кабины было вид но, как стыдливо жались среди хвойных деревьев раздетые белоствольные бере зы». Однако картины природы, как ни хороши они сами по себе, играют в очер ках писателя большую роль. В одном случае пейзаж создает колорит, в дру гом усиливает эмоциональность, содейст вует более яркому выражению психо логического состояния героя. «Воздух забило туманной изморозью. Солнце багровое, косматое висело точно в тяжелом дыму..: От воды поднимался густой пар. Он перемешивался с колю чей изморозью, слепил глаза, оседал пушистым куржаком на одежде сплав щиков». 1 Такого описания вполне достаточно для того, чтобы представить, как трудно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2