Сибирские огни, 1958, № 10

1*2 ЕВГЕНИИ ЛУЧИНЕЦКИИ Абаханцев был в леспромхозе «Фомой неверующим». Впрочем, и он выглядит не столько противником нового, сколько просто брюзжащим стариком. Прибыли в леспромхоз трелевочные тракторы, он заявляет: «Не потянут. Помяните мое слово — не потянут». Решили внедрить’ лебедку с бесконечным тросом, Абахан­ цев тут как тут со своим: «Порвется». Между тем, в действительности, у нова­ торов Тимирязевки было немало актив­ ных, энергичных противников. Показ борьбы новаторов не только за внедре­ ние лебедки, но и с противниками но­ вого вообще позволил бы автору глубже раскрыть -характеры любимых им ге­ роев. О таких же людях, влюбленных в свой труд, живущих делом, которому отдают они всю свою энергию, знания, опыт, рассказано и в поэтическом очер­ ке «Белая тайга». Автор знакомит нас с директором леспромхоза Голиковым и лесорубом Прохоровым, начальником лесного отдела треста Крыловым и плотником Бельтиковым. Мы видим, как самоотверженно трудились они в годы войны. Дет в очерке внешней занимательно­ сти.: Автор не делает ни малейшей по­ пытки изобретения каких-либо хитро­ умных : ходов и поворотов сюжета, бьющих на эффект. Избрав эпический тон повествования, С. Кожевников увле­ кает простотой и наглядностью описа­ ний, яркостью изображения природы, людей, производства. Этот очерк, как и многие другие, С. Кожевников начинает с упоминания о том, где и когда увидел он описывае­ мое, в данном случае белую тайгу, как и при.каких обстоятельствах встречался он со своими героями. Запечатлевая образы героев, С. Ко­ жевников стремится к тому, чтобы воз­ можно полнее раскрыть перед читате­ лем их внутренний духовный мир. Внешняя характеристика используется автором как средство, позволяющее зримо представить героя. Вместе с тем она акцентирует внимание на тех внеш­ них чертах его облика, которые лучше всего характеризуют его психологию, его внутреннее содержание, с особой силой проявляющееся тогда, когда очеркист показывает героя в действии, за рабо­ той. Вместе с директором леспромхоза Голиковым очеркист находится в лесо­ секе. Рабочий день в разгаре. «К дере­ ву с отметкой «Р-36» «...подошел, лов­ ко скользя лыжами по снегу, лесоруб- лучкист, коренастый, мохнатый, точь- в-точь такой, каких рисуют художники на: плакатах о лесозаготовках. ' — Тихон Ильич, — сообщил нам ше­ потом Голиков. В голосе директора лес­ промхоза звучала почтителвность, почти удивление». ; Так происходит наше знакомство с лесорубом Прохоровым. Внешняя его характеристика немногословна. Автор не выделяет какие-то особенные в нем черты: Тихон Ильич «точь-вг-точь такой, каких рисуют художники...». Но, с дру­ гой стороны, очевидно, что это человек незаурядный. Неспроста ведь в голосе директора «звучала почтительность, почти удивление». Далее мы узнаем, что Тихон Ильич об­ ладает абсолютным знанием белого леса, подлинным талантом распознава­ ния качества березы, стоящей на корню. Мы видим Тихона Ильича за работой и угадываем в нем сосредоточенность че­ ловека, влюбленного в. труд, преиспол­ ненного сознания его значимости. В этом-то и раскрывается очеркистом ду­ ховный мир героя, советского человека, одного из тех, кто в годы войны помо­ гал ковать победу самоотверженным трудом. Одна из особенностей стиля С. Кожев-, никова заключается в лиричности описа­ ний явлений природы. Пейзаж в очер­ ках С. Кожевникова — не мертвое изо­ бражение, какое можно увидеть на фо­ тоснимках. Он почти: всегда у него ярок и зрим, наполнен жизнью, движением. Вот как выглядит зимняя тайга. «Снег под полозьями визжал и выл, воздух жег легкие. Лошади беспрестан­ но пофыркивали, стараясь сбить с ноздрей ледяные сосульки. В чулым­ ские края давно не заглядывал ветер. Мохнатые ветви кедров и елей, стояли, укутанные снегом, словно горностаевы­ ми шкурками. Безлистые ветви берез украшены легкими . голубовато-белыми кружевами. Пни, валежник, кочки были покрыты пушистым снегом, отливали голубизной неба и горели на солнце ми­ риадами искр. И все это пушистое, посе­ ребренное, легкое замерло, притаилось. Только сверху, где холодно светило мохнатое солнце, падали, раздумчиво колыхаясь в застывшем воздухе, тихие снежинки». С. Кожевников умеет слышать «и по­ свист берез и скучный вой ели при вет­ ре». Он зорок, когда замечает: «Сквозь морозную дымку, из кабины было вид­ но, как стыдливо жались среди хвойных деревьев раздетые белоствольные бере­ зы». Однако картины природы, как ни хороши они сами по себе, играют в очер­ ках писателя большую роль. В одном случае пейзаж создает колорит, в дру­ гом усиливает эмоциональность, содейст­ вует более яркому выражению психо­ логического состояния героя. «Воздух забило туманной изморозью. Солнце багровое, косматое висело точно в тяжелом дыму..: От воды поднимался густой пар. Он перемешивался с колю­ чей изморозью, слепил глаза, оседал пушистым куржаком на одежде сплав­ щиков». 1 Такого описания вполне достаточно для того, чтобы представить, как трудно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2