Сибирские огни, 1958, № 10

никой, становясь на рельсы индустри­ ального развития. Только при этом ус­ ловии можно наращивать темпы и объ­ емы лесозаготовок. Таким образом, леспромхозы явились одним из участков переднего края борь­ бы за подъем народного хозяйства. Ко­ нечно, очеркист не мог стоять в стороне от происходящего в сибирской тайге. Он отправляется в Тимирязевский лес­ промхоз Томской области. Этот леспром­ хоз одним из первых в Сибири начал внедрять новую технику, передовую тех­ нологию. Здесь работали инициативные люди. Смелые, настойчивые, начавшие успешную ломку стары» представлений о лесозаготовках. Это были люди по- истине творческого труда. Они пришли и на страницы очерка «Шум в сосновых лесах», повествующего о том времени, когда в Тимирязевском леспромхозе вне­ дрялись лебедки с бесконечным тросом. Большинство работников леспромхоза взялось за это дело с энтузиазмом, с энергией. Нашлись, однако, и маловеры, люди, сомневавшиеся в успехе инициа­ торов. Можно было ожидать, что очер­ кист положит в основу произведения этот типичный конфликт между новато­ рами и консерваторами. Но С. Кожев­ ников пошел иным путем, оставаясь верным своей творческой установке: основное внимание уделить изображе­ нию людей, охваченных трудовым вдох­ новением. Очерк начинается с картины поселка, окруженного лесами, в кото­ ром уцелела только одна сосна у кон­ торы лесоучастка, под самым окном ком­ мутатора. «Неуютнр одинокому дереву в поселке. Грустно смотрит оно на зуб­ чатую стену леса, сомкнувшуюся во­ круг поселка, и чутко прислушивается— не подаст ли голос какое-нибудь дерево, не позовет ли к себе. И как только за­ шумит. тайга, вдруг забеспокоится, за­ волнуется поселковая сосна». Образ сосны не только деталь пейза­ жа. В начале очерка она представлена дремлющей—«временами, словно во сне, она чуть пошевеливает сучьями, и ее тонкая иглистая хвоя робко шуршит по крыше». В средине — эта сосна то «шебаршала по крыше упругими ветвя­ ми», откликаясь на всплески лесного шума, то тревожно шуршала хвоей, как бы понимая настроение героини — теле­ фонистки Гали Трифоновой. В конце очерка образ сосны, в тихом шорохе которой не было слышно тоски, помогает сильнее воспринять состояние удовле­ творенности и Гали Трифоновой, и кол­ лектива леспромхоза оттого, что «за­ кончился испытательный период и трелевочная лебедка с бесконечным тросом (TJIBT), созданная в Томь-Обской тайге и тут же принятая на «вооруже­ ние», сегодня первый день работала, как говорится, в обычных производств венных условиях». Может показаться, что образ сосны — тот самый «сквозной» образ сюжета, который зачастую использует G. Ко­ жевников. Однако это не совсем так. Очерки «Шум в сосновых лесах», «В деревне, не помеченной на карте», «Бе­ лая тайга», рассказывающие о людях сибирских лесов, овеяны подлинной поэтичностью. Образ сосны, используе­ мый автором как средство подчеркива­ ния внутреннего состояния героев, определяет, если возможно употребить поэтический термин, лирический под­ текст очерка. В этом его основное назна­ чение. «Шум в сосновых лесах» по широте охвата жизненного материала находит­ ся близко к маленькой документальной повести. В этом сюжетном, композицион­ но стройном очерке мы видим, как на лесозаготовках «молодежь пятидесятых годов» проявляет новое отношение к своему труду, к лесу, очарование кото­ рого они чувствуют полнее и глубже, «чем их деды и прадеды, потому что лес перестал быть для них враждебной стихией». В авторском отступлении С. Кожевни­ ков замечает: «У советских людей, естественно, по­ явилось новое видение мира, расшири­ лось представление об эстетических ценностях и обогатилось понятие красо­ ты. И любовь к природе у них — более глубокая и подлинная, чем бессильная любовь эстетов, чем любовь только к «живому дереву в лесу», чем любовь только к «извечной лесной тишине». И недаром сейчас говорится в народе: «На нашей советской земле всем красотам краса — красота труда». Красота труда... Вот ее-то и сумел передать С. Кожевников, показав лесо­ рубов нового поколения, овладевающих техникой, работающих с воодушевлени­ ем, с задором. Потому интересно выгля­ дят в очерке и описания самого произ­ водства. Картину работы предприятия автор сумел создать через образ телефонистки коммутатора Гали Трифоновой. Ведь через коммутатор осуществляется связь с конторой и участками. Но Галя Трифо­ нова не просто любопытна. Она кровно заинтересована в успехе новаторов, она болеет производством. Так, следя за работой телефонистки, слушая ее разго­ воры с рабочими, с мастерами, с дру­ гими телефонистками, мы получаем широкое представление о жизни коллек­ тива предприятия, впервые знакомимся с людьми, которых затем писатель пока­ зывает в действии. «Шум в сосновых лесах» — отличный очерк, написанный в обычной для С. Кожевникова манере. Тем не менее напрасно автор лишь вскользь упомянул о сомневавшихся в целесообразности внедрения нового механизма. В жизни новое всегда приходит в борьбе со ста­ рым. И, конечно, не один стрелочйик

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2