Сибирские огни, 1958, № 10
щем самолете. Ангар 27 вызывает Бе резу. Ангар 27 вызывает Березу... При- ,-м, прием...» Это радируют с самолета. Люди на аэродроме были охвачены щемящей тре вогой. «Первым не выдержал дежурный офи цер. — Товарищ полковник, — обратился он к командиру части. — На этой скоро сти Завалишину ни за что не удастся посадить машину. Прикажите ему вы броситься. — И обречь штурмана на гибель? — резко спросил полковник. Дежурный офицер понизил голос: — Весьма вероятно, что штурман все равно умрет — ведь он истек кровью. Мы должны спасти хорошего летчика. — Нет, не спасем, — ответил полков ник. — В этом случае он никогда боль ше не будет хорошим летчиком... Кроме гого, Завалишин никогда не выполнит такой приказ...» Завалишин посадил самолет. Подбе жавшие к машине летчики «открыли ка бину и увидели Завалишина: он был мертв. Уткнулся головой в приборную доску и застыл навсегда». В очерке «Ночь на перекрестке» С. Кожевников также показывает не сокрушимую мощь русского советского духа. Его выразителем является сибир ский колхозник Максим Черников. Вот какой колоритной фигурой предстает он в передаче майора, одного из героев очерка. «— Знаете, откуда появился здесь отец нашего летчика?—спросил он.—Из Сибири! Через всю почти землю проехал: от восхода до заката солнца. А самое интересное в чем — на конях своего колхоза проехал. Воевал он в Подмо сковье, перемахнул Донецкую степь, Украину, Бессарабию, побывал в Поль ше и вот выехал все на тех же колхоз ных лошадях на карпатские дороги». «Я видел, — сказал майор, — как си дел Черников на передке своей тачанки. Во рту у него деловито торчала цигар ка, и во всей его фигуре было какое-то невозмутимое спокойствие и уверен ность, словно ехал это не обыкновен ный ездовой, а сама Россия. Бегут его российские лошадки, цока ют подковами по европейским мостовым, а он и ухом не ведет: все, дескать, в по рядке, так оно и должно быть...» Таков спокойный и уверенный в побе де советский человек на войне. Миролю бивый, добросердечный в трудовых буд нях, мужественный и решительный в бою. Очерки Саввы Кожевникова о Вели кой Отечественной войне и сейчас не утратили своей идейно-художественной ценности. Кроме того, они убедительно свиде тельствуют о дальнейшем поступатель ном развитии творчества писателя. 3 В четвертом номере альманаха «Си бирские огни» за 1944 год С. Кожевни ков опубликовал очерк «Город на Оби». О нем JI. Сейфуллина писала: «Заключительные страницы очерка — о современной жизни Новосибирска — читаются, как волнующая поэма в про зе. Эти страницы просты, здесь нет пыш ных метафор и восклицаний. Но они за ражают внутренним огнем писательского волнения, живым чувством нашей со временности». Отличная оценка! И справедливая. В необычайно компактном очерке с под линно публицистической страстью С. Кожевников рассказал о горемычной судьбе Сибири, угнетавшейся царизмом, о путях ее освоения, о ее расцвете. «Богатейший край громыхал по рытви нам и ухабам. И вот в сонную Сибирь, в таежную глухомань, — пишет С. Ко жевников, — вдруг ворвался гудок пер вого паровоза. Он возвещал о конце де довской Сибири с ее колесныщ трактом, гужом и верблюдами». В основе очерка лежит история воз никновения и развития Новониколаевска — Новосибирска, в которой, как в зер кале, отражается большой период со циалистического преобразования Сиби ри. Однако эту историю С. Кожевников исследует в очерке не узко, не локаль но, а подходит к нему с позиций худож ника. Замечание J1. Сейфуллиной о том, что заключительные страницы этого очерка «заражают... живым чувством нашей со временности» как нельзя лучше харак теризует всю направленность творческой работы С. Кожевникова после войны. Именно живым чувством современности проникнуты очерки «Белая тайга», «На Томи-реке», «Шум в сосновых лесах», «К северу от Томска» и многие другие. После войны С. Кожевников путеше ствует по Обскому северу, много ездит по сибирской тайге. В результате по является цикл очерков о сибирских лес промхозах, о людях лесной промышлен ности. Случайно ли обращение писателя к новым для него темам? Нет. В урманы очеркиста привело не праздное любо пытство, а опять-таки живое чувство современности, неукротимое стремление быть в потоке жизни, на ее решающих участках. Вспомним. Восстановление городов и сел, разрушенных войной, потребовало огромного количества древесины. Раз витие горнорудной и угольной промыш ленности поставило перед тружениками леса боевую задачу: резко увеличить по ставки крепежа и рудничной стойки. В свою очередь это заставило пойти на коренную ломку устаревшего лесозаго товительного производства. Леспромхо зы оснащались механизмами, новой тех
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2