Сибирские огни, 1958, № 10
мию, становится военным журналистом. Работая в газете «Сокол Родины», войдя в семью летчиков-фронтовиков, писатель своими глазами увидел, как в боевой обстановке проявляются высокие качества советских людей. На воздуш ных дорогах войны он встретился со своими любимыми героями — простыми советскими людьми, которых оторвал враг от мирных занятий, заставил взять ся за оружие. О чем бы ни писал С. Кожевников в очерках о военных летчиках, о судьбе техника Ани Венчиковой или о раздумь ях капитана Рощина,' о силе человеческо го духа, о сибирском колхознике Макси ме Черникове или о подвиге капитана Борисова—он проводит одну мысль: изу мительно прекрасен простой советский человек. Военные летчики — хорошие, добрые, сердечные люди. В свободные от полетов часы они грустят о родном крае, о близких. Как у всех людей, у них есть свои слабости, не мешающие, однако, в нужный момент проявить не сгибаемую .волю, силу и стойкость духа. Писатель нашел живые штрихи, запо минающиеся черточки в облике своих героев. «Планшетка Уточкина шикарно висит на длинном ремешке возле самого сапо га и солидно шлепает по голенищу: шлеп, шлеп — как у самого комэска. Пи лотку он носит из темно-синего сукна с голубым кантом. И боже упаси, чтобы он надел когда-нибудь пилотку защитно го цвета. Вот одно плохо: нет у Уточкина лет ной фуражки ■с голубым околышем и этими вышитыми крылышками над ко зырьком. Но шелковым шарфом Уточ кин обзавелся. И если летчики надева ют шарф только на время полета, чтобы кожаный реглан не натирал шею, у Ми ши шарф постоянно болтается на пле чах. И что еще здорово получилось у младшего лейтенанта Уточкина — это загар. Да, на лице у него самый что ни на есть настоящий загар, какого не бы вает ни у кого, кроме летчиков. Правда, товарищи этого не ценят. Капитан Цып- лухин даже съязвил однажды: — Это оттого, Уточкин, что у тебя не лицо, а настоящий солнцеуловитель». Такого изображения, сделанного с улыбкой, с любовью к герою, достаточ но для того, чтобы представить образ молодого летчика, еще не обстрелянно го, чуточку наивного по молодости, при влекательного простой и открытой ду шой. Столь же лаконично, а вместе с тем живо, очерчивает С. Кожевников образы других офицеров эскадрильи — капита на Цыплухийа, летчиков Ковалева, Бо рисова. Каждый из них со своими инди видуальными чертами. Как люди — они различны, но крепкими узами объединя ет их любовь к Родине, армейский кол лектив, общий воинский долг. О мужестве летчиков, о жестоких воз душных боях написано много. Об этом рассказывает и С. Кожевников. Но в>его очерках описание боя дано не для фона не для колорита, а для того, чтобы по казать героев, действующих в сложной обстановке, когда наиболее полно рас крывается их внутренняя сила. «— Букет! Букет! Я — Б ер е за , 'я — Береза. Вас поняла: высылать всех на работу». По этому приказу, принятому радист кой, «маленькие» — летчики эскадрильи истребителей — поднимаются в воздух сопровождать «Петляковых», идущих на бомбежку переднего края противни ка. И вот совершенно другими — собран ными, волевыми, полными решимости выполнить боевую задачу, мужествен ными и бесстрашными предстают перед нами и младший лейтенант Уточкин и его товарищи. В очерке «Русские парни» С. Кожев ников умело пользуется художественной деталью для создания определенного на строения. Воздушный бой закончился. Бомбардировщики выполнили задание, но погибли летчики Уточкин и Борисов. С. Кожевников пишет: «Небо вдруг осиротело. Окровавлен ный труп Уточкина медленно качался в огромном пустом небе. На летных очках его блеснул и задержался, словно пора женный, тоненький солнечный луч». Вот именно, это небо, что «осироте ло», труп Уточкина на парашюте, и сол нечный луч, что «пораженный» «задер жался» на очках пилота, — создают на строение, усиливающее восприятие ве личественности военного подвига. Раздумья писателя над истоками не обыкновенного мужества советских лю дей на войне, исследование характера ге роя в сложной обстановке — вот, что' ле жит в основе очерка «В последний секунды». Очень тонко, как бы испод воль, раскрывает тему писатель, ут верждая, что не инстинкт самосохране ния, а высокая сознательность ведет че ловека на преодоление, казалось бы, не преодолимых трудностей. После бомбежки вражеских позиций самолет командира эскадрильи Завали- шина был подбит зениткой. Вслед за этим его атаковали фашистские истреби тели. *«Завалишин был на редкость хладно кровным человеком. В манере его гово рить, в походке, в движениях всегда бы ло что-то спокойное, уравновешенное. Таким он был и на самолете. Он был спокоен и сейчас, в эту тяжелую ми нуту. Самолет как бы перенимал харак тер летчика. От ударов снарядами он вздрагивал, но могуче и спокойно шел дальше». Лаконичный стиль повествования под черкивает драматичность события. «...Идем на горящем самолете, по вреждена левая плоскость. Идем на горя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2