Сибирские огни, 1958, № 10

мию, становится военным журналистом. Работая в газете «Сокол Родины», войдя в семью летчиков-фронтовиков, писатель своими глазами увидел, как в боевой обстановке проявляются высокие качества советских людей. На воздуш­ ных дорогах войны он встретился со своими любимыми героями — простыми советскими людьми, которых оторвал враг от мирных занятий, заставил взять­ ся за оружие. О чем бы ни писал С. Кожевников в очерках о военных летчиках, о судьбе техника Ани Венчиковой или о раздумь­ ях капитана Рощина,' о силе человеческо­ го духа, о сибирском колхознике Макси­ ме Черникове или о подвиге капитана Борисова—он проводит одну мысль: изу­ мительно прекрасен простой советский человек. Военные летчики — хорошие, добрые, сердечные люди. В свободные от полетов часы они грустят о родном крае, о близких. Как у всех людей, у них есть свои слабости, не мешающие, однако, в нужный момент проявить не­ сгибаемую .волю, силу и стойкость духа. Писатель нашел живые штрихи, запо­ минающиеся черточки в облике своих героев. «Планшетка Уточкина шикарно висит на длинном ремешке возле самого сапо­ га и солидно шлепает по голенищу: шлеп, шлеп — как у самого комэска. Пи­ лотку он носит из темно-синего сукна с голубым кантом. И боже упаси, чтобы он надел когда-нибудь пилотку защитно­ го цвета. Вот одно плохо: нет у Уточкина лет­ ной фуражки ■с голубым околышем и этими вышитыми крылышками над ко­ зырьком. Но шелковым шарфом Уточ­ кин обзавелся. И если летчики надева­ ют шарф только на время полета, чтобы кожаный реглан не натирал шею, у Ми­ ши шарф постоянно болтается на пле­ чах. И что еще здорово получилось у младшего лейтенанта Уточкина — это загар. Да, на лице у него самый что ни на есть настоящий загар, какого не бы­ вает ни у кого, кроме летчиков. Правда, товарищи этого не ценят. Капитан Цып- лухин даже съязвил однажды: — Это оттого, Уточкин, что у тебя не лицо, а настоящий солнцеуловитель». Такого изображения, сделанного с улыбкой, с любовью к герою, достаточ­ но для того, чтобы представить образ молодого летчика, еще не обстрелянно­ го, чуточку наивного по молодости, при­ влекательного простой и открытой ду­ шой. Столь же лаконично, а вместе с тем живо, очерчивает С. Кожевников образы других офицеров эскадрильи — капита­ на Цыплухийа, летчиков Ковалева, Бо­ рисова. Каждый из них со своими инди­ видуальными чертами. Как люди — они различны, но крепкими узами объединя­ ет их любовь к Родине, армейский кол­ лектив, общий воинский долг. О мужестве летчиков, о жестоких воз­ душных боях написано много. Об этом рассказывает и С. Кожевников. Но в>его очерках описание боя дано не для фона не для колорита, а для того, чтобы по­ казать героев, действующих в сложной обстановке, когда наиболее полно рас­ крывается их внутренняя сила. «— Букет! Букет! Я — Б ер е за , 'я — Береза. Вас поняла: высылать всех на работу». По этому приказу, принятому радист­ кой, «маленькие» — летчики эскадрильи истребителей — поднимаются в воздух сопровождать «Петляковых», идущих на бомбежку переднего края противни­ ка. И вот совершенно другими — собран­ ными, волевыми, полными решимости выполнить боевую задачу, мужествен­ ными и бесстрашными предстают перед нами и младший лейтенант Уточкин и его товарищи. В очерке «Русские парни» С. Кожев­ ников умело пользуется художественной деталью для создания определенного на­ строения. Воздушный бой закончился. Бомбардировщики выполнили задание, но погибли летчики Уточкин и Борисов. С. Кожевников пишет: «Небо вдруг осиротело. Окровавлен­ ный труп Уточкина медленно качался в огромном пустом небе. На летных очках его блеснул и задержался, словно пора­ женный, тоненький солнечный луч». Вот именно, это небо, что «осироте­ ло», труп Уточкина на парашюте, и сол­ нечный луч, что «пораженный» «задер­ жался» на очках пилота, — создают на­ строение, усиливающее восприятие ве­ личественности военного подвига. Раздумья писателя над истоками не­ обыкновенного мужества советских лю­ дей на войне, исследование характера ге­ роя в сложной обстановке — вот, что' ле­ жит в основе очерка «В последний секунды». Очень тонко, как бы испод­ воль, раскрывает тему писатель, ут­ верждая, что не инстинкт самосохране­ ния, а высокая сознательность ведет че­ ловека на преодоление, казалось бы, не­ преодолимых трудностей. После бомбежки вражеских позиций самолет командира эскадрильи Завали- шина был подбит зениткой. Вслед за этим его атаковали фашистские истреби­ тели. *«Завалишин был на редкость хладно­ кровным человеком. В манере его гово­ рить, в походке, в движениях всегда бы­ ло что-то спокойное, уравновешенное. Таким он был и на самолете. Он был спокоен и сейчас, в эту тяжелую ми­ нуту. Самолет как бы перенимал харак­ тер летчика. От ударов снарядами он вздрагивал, но могуче и спокойно шел дальше». Лаконичный стиль повествования под­ черкивает драматичность события. «...Идем на горящем самолете, по­ вреждена левая плоскость. Идем на горя­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2