Сибирские огни, 1958, № 10

сказки, в котором воплощена одна из благородных черт национального харак­ тера: терпение и созидательный труд. Этот образ, найденный С. Кожевнико­ вым,- выражает как идею очерка «Юй- гун передвигает горы», так и всей книги. Но вернемся к первым очеркам С. Ко­ жевникова. В них наметилось уменье писателя обновлять понятия, вскрывать их первородный, прекрасный смысл. Разве не является таким обновлением понятия заголовок очерка — «Конфе­ ренция радости»? Культконференция в сельском клубе, о которой рассказыва­ ет С. Кожевников, была действительно конференцией радости, ибо для таких, как Андрей Галей, Николай Черкасов, Андрей Толченов и других героев очер­ ка, она подтверждала: бывшие бедняки обрели в колхозе зажиточную, культур­ ную, счастливую жизнь. Уже в первых очерках С. Кожевни­ кова обнаружились черты, отличающие их от очерков других писателей, скажем, П. Стрижкова или JI. Мартынова. В сво­ их очерках П. Стрижков выступал как скрупулезно точный летописец, стремя­ щийся дать последовательную и раз­ вернутую картину события широким планом. При этом его герои даны в обыч­ ных трудовых или бытовых взаимоотно­ шениях. Характерно, что в этих очер­ ках автор не присутствует как активное действующее лицо. П. Стрижков рас­ сматривает окружающее глазами своих героев. Для него всего важнее дать «объективно» верное описание. Таковы его очерки из книги «Кулунда» (Н.-Сиб., 1933), рассказывающие об истории ис­ следования минеральных богатств ку- лундинских озер. В очерках Леонида Мартынова, соб­ ранных, к примеру, в книге «Грубый корм» (М., 1930), автор выступает не как очевидец событий, а как человек, лю­ бопытный, интересующийся, стремя­ щийся разобраться в каком-либо факте или явлении. Он сталкивается с людьми, беседует с ними, зачастую интервьюируя их как корреспондент. Рассказ ведется от имени автора. В отдельных слу­ чаях он обращается к историческим фактам, приводит сравнения, аналогии, сильнее подчеркивающие значение рас­ крываемого факта, явления и приходит к определенным выводам, обобщениям. Писатель дает беглую, краткую харак­ теристику героев, иногда только языко­ вую, сосредоточивая внимание читателя не на показе действий героев, а на изо­ бражении результатов их труда. Харак­ терен в этом отношении очерк «Крепо­ сти пролетариата»—о создании Черлак- ского и других совхозов в Омском округе и в Казахстане. Набрасывая отдельными штрихами картину преображения степи, создания совхозов, автор запечатлевает вдохновляющий пафос труда. Собственно, в очерках С. Кожевни­ кова мы видим то же самое стремление показать созидательный труд человека, но к жизненному материалу у него под­ ход иной. В очерках С. Кожевников от­ кровенно тенденциозен. Он ищет и на­ ходит людей, влюбленных в труд, с ра­ достью отдающих делу силы, энергию, весь огонь сердца, рассматривающих труд как творчество, как источник счастья, обогащающий человеческую ду­ шу. При этом очеркист не стремится дать широкую и объемную картину со­ бытия, он не показывает героев во всей сложности их взаимоотношений. Все внимание С. Кожевников сосредоточи­ вает на изображении героического в буд­ ничном, свершаемого хорошими совет­ скими людьми, простыми рядовыми тру­ жениками. Сам автор выступает актив­ ным действующим лицом, находящимся среди героев, с которыми у него близ­ кие, добрые отношения. Таким образом, в первых очерках пи­ сателя обнаружилось то, что станет впоследствии особенностью его очерково­ го творчества. 2 В предвоенные годы писатель много ездит по Сибири, изучает жизнь, с увле­ чением занимается сбором материала по истории края и его литературного дви­ жения, выступает с публицистическими и литературно-критическими статьями. Будучи редактором журнала «Сибирские огни», он заботится о воспитании моло­ дых авторов, собирает литературные силы. В годы войны С. Кожевников высту­ пил с патриотической книжкой «Сиби­ ряки» (1942 г.). «Россия всегда была для нас кровной Родиной, — подчеркивал в ней автор. — В истории России, в исто­ рии СССР — наша история, в ее куль­ туре — наша культура, в красоте ее мо­ гучего русского языка — наш язык, в ее национальной гордости, в ее веко­ вечной славе — наша гордость, наша слава, в ее несгибаемо свободолюбивом характере — наш характер, в ее чести— наша честь, в ее жизни — наша жизнь». Очеркист высказывал мысли, близкие и дорогие воинам-сибирякам. К ним, прежде всего, и был адресован очерк, в котором показаны зарождение и станов­ ление высоких моральных и воинских качеств сибиряка. В книге рассказыва­ лось о подвигах сибиряков, о роли Си­ бири в борьбе с врагами за свободу и независимость Родины. В 1943 году С. Кожевников совмест­ но с поэтом А. Смердовым написал сце­ нарий «Сибирь в. дни войны». Фильм, снятый по этому сценарию, отразил ге­ роику тружеников тыла, самоотвержен­ ным трудом ковавших победу над не­ мецко-фашистскими захватчиками. В этом же году Кожевников уходит в ар­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2