Сибирские огни, 1958, № 10
сказки, в котором воплощена одна из благородных черт национального харак тера: терпение и созидательный труд. Этот образ, найденный С. Кожевнико вым,- выражает как идею очерка «Юй- гун передвигает горы», так и всей книги. Но вернемся к первым очеркам С. Ко жевникова. В них наметилось уменье писателя обновлять понятия, вскрывать их первородный, прекрасный смысл. Разве не является таким обновлением понятия заголовок очерка — «Конфе ренция радости»? Культконференция в сельском клубе, о которой рассказыва ет С. Кожевников, была действительно конференцией радости, ибо для таких, как Андрей Галей, Николай Черкасов, Андрей Толченов и других героев очер ка, она подтверждала: бывшие бедняки обрели в колхозе зажиточную, культур ную, счастливую жизнь. Уже в первых очерках С. Кожевни кова обнаружились черты, отличающие их от очерков других писателей, скажем, П. Стрижкова или JI. Мартынова. В сво их очерках П. Стрижков выступал как скрупулезно точный летописец, стремя щийся дать последовательную и раз вернутую картину события широким планом. При этом его герои даны в обыч ных трудовых или бытовых взаимоотно шениях. Характерно, что в этих очер ках автор не присутствует как активное действующее лицо. П. Стрижков рас сматривает окружающее глазами своих героев. Для него всего важнее дать «объективно» верное описание. Таковы его очерки из книги «Кулунда» (Н.-Сиб., 1933), рассказывающие об истории ис следования минеральных богатств ку- лундинских озер. В очерках Леонида Мартынова, соб ранных, к примеру, в книге «Грубый корм» (М., 1930), автор выступает не как очевидец событий, а как человек, лю бопытный, интересующийся, стремя щийся разобраться в каком-либо факте или явлении. Он сталкивается с людьми, беседует с ними, зачастую интервьюируя их как корреспондент. Рассказ ведется от имени автора. В отдельных слу чаях он обращается к историческим фактам, приводит сравнения, аналогии, сильнее подчеркивающие значение рас крываемого факта, явления и приходит к определенным выводам, обобщениям. Писатель дает беглую, краткую харак теристику героев, иногда только языко вую, сосредоточивая внимание читателя не на показе действий героев, а на изо бражении результатов их труда. Харак терен в этом отношении очерк «Крепо сти пролетариата»—о создании Черлак- ского и других совхозов в Омском округе и в Казахстане. Набрасывая отдельными штрихами картину преображения степи, создания совхозов, автор запечатлевает вдохновляющий пафос труда. Собственно, в очерках С. Кожевни кова мы видим то же самое стремление показать созидательный труд человека, но к жизненному материалу у него под ход иной. В очерках С. Кожевников от кровенно тенденциозен. Он ищет и на ходит людей, влюбленных в труд, с ра достью отдающих делу силы, энергию, весь огонь сердца, рассматривающих труд как творчество, как источник счастья, обогащающий человеческую ду шу. При этом очеркист не стремится дать широкую и объемную картину со бытия, он не показывает героев во всей сложности их взаимоотношений. Все внимание С. Кожевников сосредоточи вает на изображении героического в буд ничном, свершаемого хорошими совет скими людьми, простыми рядовыми тру жениками. Сам автор выступает актив ным действующим лицом, находящимся среди героев, с которыми у него близ кие, добрые отношения. Таким образом, в первых очерках пи сателя обнаружилось то, что станет впоследствии особенностью его очерково го творчества. 2 В предвоенные годы писатель много ездит по Сибири, изучает жизнь, с увле чением занимается сбором материала по истории края и его литературного дви жения, выступает с публицистическими и литературно-критическими статьями. Будучи редактором журнала «Сибирские огни», он заботится о воспитании моло дых авторов, собирает литературные силы. В годы войны С. Кожевников высту пил с патриотической книжкой «Сиби ряки» (1942 г.). «Россия всегда была для нас кровной Родиной, — подчеркивал в ней автор. — В истории России, в исто рии СССР — наша история, в ее куль туре — наша культура, в красоте ее мо гучего русского языка — наш язык, в ее национальной гордости, в ее веко вечной славе — наша гордость, наша слава, в ее несгибаемо свободолюбивом характере — наш характер, в ее чести— наша честь, в ее жизни — наша жизнь». Очеркист высказывал мысли, близкие и дорогие воинам-сибирякам. К ним, прежде всего, и был адресован очерк, в котором показаны зарождение и станов ление высоких моральных и воинских качеств сибиряка. В книге рассказыва лось о подвигах сибиряков, о роли Си бири в борьбе с врагами за свободу и независимость Родины. В 1943 году С. Кожевников совмест но с поэтом А. Смердовым написал сце нарий «Сибирь в. дни войны». Фильм, снятый по этому сценарию, отразил ге роику тружеников тыла, самоотвержен ным трудом ковавших победу над не мецко-фашистскими захватчиками. В этом же году Кожевников уходит в ар
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2