Сибирские огни, 1958, № 10
разложенных около колхозных таборов. Мы долго смотрим на степь, усыпанную огненными звездами, раздирающими тьму неба. Костры непрерывно меняют и объемы и форму и, кажется, борются с ночной темнотой, то раздвигая ее свои ми полосами, то сжимаясь в небольшой огненный ком, набирают внутри себя силу и снова выходят в бой с ночной темнотой, с осенними заморозками. Ко стров так много, что их трудно сосчи тать. В ночной темноте они так ярко светят, что теряешь чувство расстоя ния. Кажется, все они разбросаны не более как на пятикилометровом квад рате. — Хотите изучить новую карту на шего района? Мы, конечно, хотим изучить эту кар ту. И наш спутник, начальник полит отдела Коробейниковской МТС тов. Во ронин, начинает давать нам урок новой географии: — Вот там на юге от нас горят ко стры бригадных таборов колхоза «Пере довик», «Новая жизнь» и им. Буден ного. На север от нас вот тот огонек, ко торый сейчас разгорается, — это в бригаде «Страны Советов»... Далее автор рассказывает о том, как в прошлом и до коллективизации жили люди в селах Журавлиха, Озерное, Бру- сенцовка, Моховушка... После этого становится особенно понятным восхи щение перед «новой географией рай она», перед кострами колхозных табо ров в ночи. Ведь тогда немного времени прошло, как в Вяткинском сельсовете Уч-Пристанского района была завершена коллективизация. Деревня становилась на новые рельсы развития социалисти ческого сельского хозяйства. Коллекти визация переделала географию района, а главное, она коренным образом изме нила отношение людей к колхозному труду, изменила людей, их представле ния о радости и счастье личной жизни. Перед читателем очерка предстают ак тивные, деятельные, влюбленные в кол хозный строй Степан Щербинин, Васи лий Ульянов, Наум Капустин, старик Се мен Филиппов, который не может уси деть дома, торопит молодых, огорчается отставанием, радуется успехам, воспри нимая как личное счастье достижения родного колхоза. Как мы уже отмечали, тридцатые годы ознаменовались бурным развитием очер- кизма. Трудно, пожалуй, назвать кого- либо из сибирских прозаиков или поэтов, не работавших тогда над очерком. Сама жизнь, яркая, богатая событиями, потре бовала от литературы использования этого чрезвычайно оперативного и бое вого жанра. Обратившись к очерку, С. Кожевников показал себя как худож ник с явно наметившимися характерны ми чертами своего творческого лица, со своим подходом к материалу и манерой отображения действительности. В пер вых книжках «Единственно правильный путь» и «Конференция радости» уже вы разилось то своеобразие писательского почерка — в языке, в стиле, в методе изображения, которое получило даль нейшее развитие в последующей работе писателя. В очерке «Единственно правильный путь» рассказывается о том, что между деревнями Брусенцовой и Моховушкой существовало озеро, наполненное стоя чей, побуревшей от древности тинистой водой, окаймленное непроходимыми ка мышами и болотистой зыбью. «Из года в год озеро засасывало в свою пучину по павшую случайно на его берег скотину и заблудившегося человека. По ночам в Брусенцовой и Моховушке нередко слы шали жуткие призывы: «Тону-у-у!», «Погибаю-ю-ю!», «Спасите-е!». Однажды, в 1929 году, стоявшее века жуткое, пугающее озеро таинственно исчезло. «Озеро ушло. Оно пробуравило себе ручей до ближайшего рва и хлыну ло по этому рву бешеным потоком в Обь. И буквально за одну ночь озера не стало». «Об этом озере колхозники охотно и подробно рассказывают каждому при езжему человеку. А Пимон Лютиков при этом непременно добавляет: «Так вот получился и заворот нашей жизни. Жили мы годы однолично, так же жили и деды наши и прадеды. А сейчас кажется, что ' и не было этой жизни. Ушла однолич ная жизнь. И не слышно больше, что бы кто-нибудь кричал: «Погибаю-ю-ю!», «Спасите-е-е!». Образ бесследно исчезнувшего озе ра, как бы символизирующий ушедшую в прошлое жизнь единоличника, подчер кивает, усиливает основную идею, рас крываемую в произведении. Позже мы увидим, что наметившееся в очерке «Единственно правильный путь» стрем ление подчеркнуть с помощью яркого образа основную мысль произведения перерастает в умение Кожевникова поч ти всегда найти весомый и цельный, «сквозной» образ, организующий сюжет, определяющий композицию очерка, за ключающий в себе его идейный замы сел. В «Слове к читателю», открывающем книгу «Юй-гун передвигает горы», (1956 г.) С. Кожевников сам указывает на это: «За два года мне довелось побывать в десятках китайских городов и сел, по знакомиться и беседовать с сотнями лю дей. Я исписал много тетрадей. Войдя в купе, в котором придется ехать девять суток, я перелистываю их и пытаюсь найти единый образ, в котором можно было бы выразить главное из того (подчеркнуто нами — Е. JI.), что я уво жу из Китая в своей памяти и сердце. «Таким единым образом явился образ Юй-гуна — героя китайской народной 12. «Сибирские огни» № 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2