Сибирские огни, 1958, № 10

с возникновением и укреплением совет­ ского строя. Об этом исчерпывающе сказал сам писатель: «— Если бы не было советской вла­ сти, не было бы и меня как поэта. Я, в лучшем случае, был бы поселковым пи­ сарем, а в худшем — вечным горюном типа деда Щукаря из «Поднятой цели­ ны» Шолохова... Я был воспитан рукой моей заботливой, прекрасной социали­ стической родины». Может ли такой художник стоять вне влияния Коммунистической партии? Нет, отход от нее означал бы потерю миросозерцания писателя, а вместе с тем и потерю художественного мастер­ ства. Он лишился бы философского и политического ориентира, он перестал бы видеть жизнь в ее разнообразных, богатейших проявлениях, он утратил бы вкус к тому эстетическому, прекрасно­ му, что создал социализм как новая об­ щественная формация. Но иикто из подлинно народных со­ ветских писателей и помыслить не мо­ жет о том, чтобы уйти из мира, строя­ щего коммунизм, в раковину «свободно­ го», «беспартийного» искусства. М. Горь­ кий сказал, что наши писатели — глаза и уши своего класса, своей партии. И он же создал непревзойденную по худо­ жественному совершенству эпопею «Жизнь Клима Самгина», где филосо­ фия и политика нашли реальное претво­ рение в образах. JI. Соболев подчерки- 1 вает, что только следование идеям пар­ тии вызвало к жизни его произведе­ ния. И «Капитальный ремонт», «Мор­ ская душа» действительно много весят в общей сокровищнице советской лите­ ратуры. «Русский лес» Леонова — в полном смысле слова партийное произ­ ведение, и именно поэтому оно восхи­ щает нас глубиной психологических ха­ рактеристик героев, поистине блиста­ тельным сюжетом, эстетическим богат­ ством чувств и мыслей Ивана и Поли Вихровых. Трудно себе представить пи­ сателя, более близкого к партии, чем М. Шолохов. И в его последнем произ­ ведении «Судьба человека» искусство рассказа, лиро-эпический пафос героя, раскрывающего биографию, типичную для миллионов «простых людей», дове­ дены до совершенства. Так пусть же литературные слуги буржуазных хозяев корпят над своими «произведениями», где распад «героев», их цинизм и аморальность подаются под флагом ревизионистской переоцен­ ки ценностей. Отныне судьба мирового освободительного, революционного ис­ кусства в капиталистических странах, искусства стран социалистического ла­ геря определяется непреоборимой силой воздействия объективного закона ком­ мунистической партийности художест­ венного творчества, как краеугольного основания подлинно эстетических ценно­ стей. Без нее нет и быть не может ни одного произведения, достойного рабо­ чих и крестьян, как не может быть без кислорода воздуха, которым мы дышим. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2