Сибирские огни, 1958, № 10
с возникновением и укреплением совет ского строя. Об этом исчерпывающе сказал сам писатель: «— Если бы не было советской вла сти, не было бы и меня как поэта. Я, в лучшем случае, был бы поселковым пи сарем, а в худшем — вечным горюном типа деда Щукаря из «Поднятой цели ны» Шолохова... Я был воспитан рукой моей заботливой, прекрасной социали стической родины». Может ли такой художник стоять вне влияния Коммунистической партии? Нет, отход от нее означал бы потерю миросозерцания писателя, а вместе с тем и потерю художественного мастер ства. Он лишился бы философского и политического ориентира, он перестал бы видеть жизнь в ее разнообразных, богатейших проявлениях, он утратил бы вкус к тому эстетическому, прекрасно му, что создал социализм как новая об щественная формация. Но иикто из подлинно народных со ветских писателей и помыслить не мо жет о том, чтобы уйти из мира, строя щего коммунизм, в раковину «свободно го», «беспартийного» искусства. М. Горь кий сказал, что наши писатели — глаза и уши своего класса, своей партии. И он же создал непревзойденную по худо жественному совершенству эпопею «Жизнь Клима Самгина», где филосо фия и политика нашли реальное претво рение в образах. JI. Соболев подчерки- 1 вает, что только следование идеям пар тии вызвало к жизни его произведе ния. И «Капитальный ремонт», «Мор ская душа» действительно много весят в общей сокровищнице советской лите ратуры. «Русский лес» Леонова — в полном смысле слова партийное произ ведение, и именно поэтому оно восхи щает нас глубиной психологических ха рактеристик героев, поистине блиста тельным сюжетом, эстетическим богат ством чувств и мыслей Ивана и Поли Вихровых. Трудно себе представить пи сателя, более близкого к партии, чем М. Шолохов. И в его последнем произ ведении «Судьба человека» искусство рассказа, лиро-эпический пафос героя, раскрывающего биографию, типичную для миллионов «простых людей», дове дены до совершенства. Так пусть же литературные слуги буржуазных хозяев корпят над своими «произведениями», где распад «героев», их цинизм и аморальность подаются под флагом ревизионистской переоцен ки ценностей. Отныне судьба мирового освободительного, революционного ис кусства в капиталистических странах, искусства стран социалистического ла геря определяется непреоборимой силой воздействия объективного закона ком мунистической партийности художест венного творчества, как краеугольного основания подлинно эстетических ценно стей. Без нее нет и быть не может ни одного произведения, достойного рабо чих и крестьян, как не может быть без кислорода воздуха, которым мы дышим. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2