Сибирские огни, 1958, № 10

принести, чтобы беднякам легче жи­ лось...» Цыремпил — участник первой рус­ ской революции. Нима Бороев форми­ руется и созревает в эпоху империали­ стической войны, социалистической ре­ волюции и войны гражданской. И вновь -> перед нами в контрасте как бы два че­ ловека — житель глухой прибайкаль­ ской степи и отважный подпольщик на фронте, а затем, во время белогвардей­ ской семеновской интервенции, — в своих родных улусах. Быть может, сим­ волическое название романа Жамсо Ту- мунова «Степь проснулась», как и лири­ ческое отступление в его финале, боль­ ше всего характеризует быстрый и яр­ кий путь развития, созревания одного из ведущих героев: «Степь проснулась. Люди степей вышли на золотую дорогу новой жизни» . И, наконец, уже наш непосредствен­ ный современник, участник Великой Отечественной войны, Минжур Жамга- нов сам со всей отчетливостью и полно­ той вскрывает особенности характера героя бурят-монгольского народа, подго­ товленного предыдущим развитием бор^ цов за революцию — Цыремпила Сы- дуева и Нимы Бороева: «Прошу при­ нять меня в члены великой партии, с которой у меня навеки связана жизнь. Партия, как родная мать, подняла меня на ноги; воспитала, научила трудиться, преодолевать трудности. Я верю, — мы победим в этой войне, и я не пожалею себя для победы над врагом, для строи­ тельства коммунизма. Я отдам за сча­ стье нашей Родины все свои силы, все уменье». Может ли «угодить» буржуазным ре­ визионистам, на все лады воспевающим прелести «народного капитализма», «де­ ликатность» и «красоту» «демократиче­ ской» Америки, «демократической», ви­ димо, потому, что она занесла над миром атомную бомбу, — может ли их «устраи­ вать» бурят-монгольская литература, утверждающая единение партии и наро­ да, выдвигающая героя-коммуниста, как лучшего представителя масс, цвет, на­ дежду и силу человечества? Но пусть попробуют противники партийности искусства доказать, что эпический роман Бурят-Монголии соз­ дан по «преподанной схеме»! Пусть по­ пытаются опровергнуть философскую, политическую и эстетическую основу ре­ альных отношений Коммунистической партии и народа, так глубоко выражен­ ную в романе «Золотой дождь»! Сама история привела к тому, что «навеки связана жизнь» любого советского чело­ века с партией, без которой не было бы ни революции, ни социализма, ни победо­ носного движения к коммунизму. Этот величайший факт действительности и получил свое воспроизведение в бурят­ ском искусстве, составил весь смысл его партийности. А ведь бурят-монгольская литерату­ ра, лишь часть, ответвление могучего творческого процесса в СССР. И важно установить, что явления, взятые здесь в качестве примера, типичны для наше­ го искусства в целом. Правда жизнь рождает правду художественных обра­ зов, любовь писателей к народу, завое­ вавшему социализм, вызывает органи­ ческую потребность творить для него, ради него, творить, опираясь на идеи партии, ибо она и только она во всем совершенстве выражает его думы и стремления, желания и надежды. В этом и состоит основной закон творче­ ства, в этом и заключается смысл со­ циалистического реализма. . Коммунистическая партийность — ос­ нова основ искусства социалистического реализма не только потому, что она, как ослепительный прожектор, освещает факты и явления действительности, ко­ торые художник претворяет в искусстве, дает им верное обобщение и оценку, но и потому, что только глубокое понима­ ние правды жизни в ее конкретно-исто­ рических условиях и в революционном развитии ведет писателя к художествен­ ной зрелости и полноценности. Партий­ ность и художественность — качества, выступающие в единстве, и второе из них всегда обусловлено первым. Высо­ кое мастерство, глубочайшее проникно­ вение в сферы образной специфики, свойственное таким произведениям, как «Мать» и «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, вступление к поэме «Во весь голос» В. Маяковского, «Петр Пер­ вый» А. Толстого, «Тихий Дон» и «Под­ нятая целина» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Василий Теркин» и «За далью даль» А. Твардовского, «Русский лес» JI. Леонова и многим другим произведениям советских писате­ лей, — это торжество принципа партий­ ности, вызвавшего гармоничное сочета­ ние, взаимодействие идеи, содержания с формой. Реализм, жизненная полнота изобра­ жения героев и огромных исторических событий прошлого и нашей современно­ сти — итог глубокого, верного понима­ ния советскими писателямй своих обя­ занностей, своей ответственности перед партией и народом. «Сюрреалисты» и иные представители буржуазной литера­ туры кокетничают своей «беспартийно­ стью», скрывая под нею, как под фиго­ вым листком, защиту эксплуататорской идеологии и практики буржуазных импе­ риалистических партий. Наши писатели вне зависимости от того, связали ли они себя организационно с партией или нет, открыто и прямо заявляют, что она единственный животворный источник идей для творчества. Характерна в этом отношении история становления и раз­ вития таланта уроженца забайкальской деревни, беспартийного писателя-сиби- ряка К. Седых. Она неразрывно связана

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2