Сибирские огни, 1958, № 10
принести, чтобы беднякам легче жи лось...» Цыремпил — участник первой рус ской революции. Нима Бороев форми руется и созревает в эпоху империали стической войны, социалистической ре волюции и войны гражданской. И вновь -> перед нами в контрасте как бы два че ловека — житель глухой прибайкаль ской степи и отважный подпольщик на фронте, а затем, во время белогвардей ской семеновской интервенции, — в своих родных улусах. Быть может, сим волическое название романа Жамсо Ту- мунова «Степь проснулась», как и лири ческое отступление в его финале, боль ше всего характеризует быстрый и яр кий путь развития, созревания одного из ведущих героев: «Степь проснулась. Люди степей вышли на золотую дорогу новой жизни» . И, наконец, уже наш непосредствен ный современник, участник Великой Отечественной войны, Минжур Жамга- нов сам со всей отчетливостью и полно той вскрывает особенности характера героя бурят-монгольского народа, подго товленного предыдущим развитием бор^ цов за революцию — Цыремпила Сы- дуева и Нимы Бороева: «Прошу при нять меня в члены великой партии, с которой у меня навеки связана жизнь. Партия, как родная мать, подняла меня на ноги; воспитала, научила трудиться, преодолевать трудности. Я верю, — мы победим в этой войне, и я не пожалею себя для победы над врагом, для строи тельства коммунизма. Я отдам за сча стье нашей Родины все свои силы, все уменье». Может ли «угодить» буржуазным ре визионистам, на все лады воспевающим прелести «народного капитализма», «де ликатность» и «красоту» «демократиче ской» Америки, «демократической», ви димо, потому, что она занесла над миром атомную бомбу, — может ли их «устраи вать» бурят-монгольская литература, утверждающая единение партии и наро да, выдвигающая героя-коммуниста, как лучшего представителя масс, цвет, на дежду и силу человечества? Но пусть попробуют противники партийности искусства доказать, что эпический роман Бурят-Монголии соз дан по «преподанной схеме»! Пусть по пытаются опровергнуть философскую, политическую и эстетическую основу ре альных отношений Коммунистической партии и народа, так глубоко выражен ную в романе «Золотой дождь»! Сама история привела к тому, что «навеки связана жизнь» любого советского чело века с партией, без которой не было бы ни революции, ни социализма, ни победо носного движения к коммунизму. Этот величайший факт действительности и получил свое воспроизведение в бурят ском искусстве, составил весь смысл его партийности. А ведь бурят-монгольская литерату ра, лишь часть, ответвление могучего творческого процесса в СССР. И важно установить, что явления, взятые здесь в качестве примера, типичны для наше го искусства в целом. Правда жизнь рождает правду художественных обра зов, любовь писателей к народу, завое вавшему социализм, вызывает органи ческую потребность творить для него, ради него, творить, опираясь на идеи партии, ибо она и только она во всем совершенстве выражает его думы и стремления, желания и надежды. В этом и состоит основной закон творче ства, в этом и заключается смысл со циалистического реализма. . Коммунистическая партийность — ос нова основ искусства социалистического реализма не только потому, что она, как ослепительный прожектор, освещает факты и явления действительности, ко торые художник претворяет в искусстве, дает им верное обобщение и оценку, но и потому, что только глубокое понима ние правды жизни в ее конкретно-исто рических условиях и в революционном развитии ведет писателя к художествен ной зрелости и полноценности. Партий ность и художественность — качества, выступающие в единстве, и второе из них всегда обусловлено первым. Высо кое мастерство, глубочайшее проникно вение в сферы образной специфики, свойственное таким произведениям, как «Мать» и «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, вступление к поэме «Во весь голос» В. Маяковского, «Петр Пер вый» А. Толстого, «Тихий Дон» и «Под нятая целина» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Василий Теркин» и «За далью даль» А. Твардовского, «Русский лес» JI. Леонова и многим другим произведениям советских писате лей, — это торжество принципа партий ности, вызвавшего гармоничное сочета ние, взаимодействие идеи, содержания с формой. Реализм, жизненная полнота изобра жения героев и огромных исторических событий прошлого и нашей современно сти — итог глубокого, верного понима ния советскими писателямй своих обя занностей, своей ответственности перед партией и народом. «Сюрреалисты» и иные представители буржуазной литера туры кокетничают своей «беспартийно стью», скрывая под нею, как под фиго вым листком, защиту эксплуататорской идеологии и практики буржуазных импе риалистических партий. Наши писатели вне зависимости от того, связали ли они себя организационно с партией или нет, открыто и прямо заявляют, что она единственный животворный источник идей для творчества. Характерна в этом отношении история становления и раз вития таланта уроженца забайкальской деревни, беспартийного писателя-сиби- ряка К. Седых. Она неразрывно связана
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2