Сибирские огни, 1958, № 10
•только еще пытался. Узок был круг ре волюционеров, и далеки они были от народа. Да и сам народ был еще в значительной мере, разобщен, не подго товлен к организованной освободитель ной борьбе. Как ни тяжело сознавать Чимиту Цыдендамбаеву эти объективные факты, как ни хотелось бы ему победы и сча стья труженикам, он нигде и ни в чем не поступился против правды. В его произведении доведенный до отчаяния и ярости батрак Балдан может схватить за горло убийцу своей невесты — Мар- хансая, но задушить его не смеет. Бед няки улуса могут негодовать, возму щаться и все же не выходят из-под вла сти исправников, урядников, нойонов и лам. Так все происходило в действи тельности. Так все воспроизведено и на полотне художника. Показав народ еще слабым не только потому, что сильны его враги, но и потому, что он сам еще не созрел для революционных выступ лений, писатель ничем не погрешил против принципа партийности. Нам ва жен тот «приговор», который он выно сит прошлому, дороги представления, чувства и мысли, которые он возбужда ет в читателе. А они таковы, что отвер гают прошлое во имя социалистического настоящего, освещают опыт давнего для того, чтобы советские люди в Бурят- Монголии ясно представляли себе, ка кие лишения и невзгоды выпали на долю их отцов и дедов и с какой силой надо бороться против тех, кто еще держит народы многих стран в кабале. Других бурят-монгольекйх писате лей, в том числе Хоцу Намсараева и Жамсо Тумунова, заинтересовали исто рические явления, более близкие к на шей современности. Имеются в виду ро маны «На утренней заре», «Степь про снулась» и «Золотой дождь». Сопостав ляя эти произведения с романом Чими- та. Цыдендамбаева, мы не можем прой ти мимо одного интересного и важного факта. Три писателя, очень различные между собой, в разное время создали, если иметь в виду связь и историче скую последовательность в развитии героев, событий и сюжета, своеобраз ную тетралогию, в которой каждый по следующий роман как бы подхватывает идею предыдущего, а каждый последую щий герой как бы получает эстафету « а жизнь от своего предшественника. Нужно заранее оговориться: речь идет о тетралогии, вовсе не унифициру ющей творчество трех художников, ни сколько не мешающей развертыванию различных дарований в области стиля. Всякий, кто знаком с творчеством Хоцы Намсараева, никогда не спутает его с Чимитом Цыдендамбаевым, а безвре менно умерший Жамсо Тумунов, в свою очередь, по манере письма резко отли чается от только что названных худож ников. И если они, не сговариваясь друг с другом, раскрыли перед нами в диалек тической связи такой огромный истори ческий период, как эпоха жизни России, а затем Советской страны, с начала XX века до окончания Великой Отечест венной войны, то из этого следует, как увидим далее, что они пользовались единым методом изображения — мето дом социалистического реализма, что они ориентировались на главный прин цип советской литературы — принцип коммунистической партийности. Как Чимит Цыдендамбаев создавал свое произведение свободно, по зову сердца и сказал всю правду о слабости, политической неподготовленности бу рят-монгольского народа в определен ную эпоху, так и авторы романов «На утренней заре», «Степь проснулась» и «Золотой дождь» столь же свободно и по тем же внутренним побуждениям по казали нам этот талантливый и умный народ в боях за свое освобождение, за революцию. И вновь не произвол, не субъективное, пусть благородное, стрем ление во что бы то ни стало «улучшать» действительность, а реальный ход исто рии вдохновлял их творчество. В трех романах — три героя, и у .каж дого своя жизненная дорога, индивиду альность, свои достоинства и слабости. Но почему все они, начиная с Цыремпи- ла Сьщуева («На утренней заре»), про должая Нимой Бороевым («Степь про снулась») и кончая Минжуром Жамга- новым («Золотой дождь»), выступают ре волюционными борцами, вожаками масс? Потому, что навеки ушла в прошлое пассивность, робость Жалмы и Балдана и в громе революционных бурь XX века обрел бурятский народ сознание своей силы, понимание смысла и целей борьбы. На протяжении нескольких десятиле тий каждый из героев бурятского эпиче ского романа проходит исключительно сложный путь развития, переживает множество событий. Так, бурятский юноша Цыремпил Сыдуев, подобно Балдану, начав свою жизнь в маленьком улусе, пройдя путь наивного, замкнутого в кругу бытовых интересов батрака, через несколько лет становится большевиком. Вначале не грамотный, темный бедняк, он на со брании подпольщиков произносит речь, раскрывающую перед нами широкий кругозор революционера: «— Я бурят. Много мне пришлось перестрадать от нойнов, лам, улусных богачей... Рус ские друзья, русский народ стал мне отцом, открыл мне глаза, я все теперь ясно, хорошо вижу. Вы меня учите, бо роться за правду... Ой, какое сегодня у меня большое счастье: я попал сюда, к вам, на собрание сильных, умных, смелых людей. Я хочу всегда быть с вами: дайте мне трудную работу. Я ни чего не испугаюсь. Кровь мою возьмите, если надо... Только бы народу пользу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2