Сибирские огни, 1958, № 10
щие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело об стоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному на роду, которому мы служим своим ис кусством». ■> Для того, чтобы лишний раз показать всю неотразимость этого определения, можно сослаться на опыт творчества пи сателей Бурят-Монголии, опыт тем бо лее разительный, что только при со ветской власти в республике оконча тельно сложились общенародный бурят ский язык, национальная письменность, а следовательно, и литература. Прошло немногим более 40 лет, а в Советской Бурят-Монголии созрел и продолжает успешно развиваться жанр эпического романа. Изданы я , как правило, получи ли высокую народную оценку такие произведения, как «На утренней заре» Хоцы Намсараева, «Доржи, сын Банза- ра» Чимита Цыдендамбаева, «Степь проснулась» и «Золотой дождь» Жамсо Тумунова, «Побратимы» Иосифа Тугу- това. Когда мы пытаемся осмыслить эти романы в целом, с точки зрения веду щих, характерных черт общего литера турного процесса, мы неизбежно прихо дим к выводу, что писатели различных поколений, очень своеобразные, несхо жие друг с другом жизненным и творче ским опытом, выдвигают и защищают в своих произведениях одну и ту же идею — идею расцвета и счастья ранее бес правного и угнетенного народа, для ко торого советское общество, социалисти ческие условия бытия, борьба за комму низм являются единственно приемлемы ми. Когда мы изучаем каждый роман в отдельности, мы убеждаемся: принци пы коммунистической партийности, со циалистического реализма вызвали к жизни эту идейную солидарность, прин ципы, усвоенные по указке сердец, по естественному стремлению художников, живущих со своим народом в социали стическом обществе и не желающих для себя никаких иных условий существова ния. Не нарочитое следование принципу партийности открывают нам содержа ние и форма романов, а подтвержде ние его объективного существования, как все новое и новое доказательство то го, что этот принцип, можно сказать, разлит в воздухе, составляет дух, осно ву, самую сердцевину социалистического искусства. Роман Чимита Цыдендамбаева более других устремлен в прошлое, он изобра жает жизнь бурят-монгольского народа в эпоху царствования Николая I. Следя за развитием действия в произведении «Доржи, сын Банзара»,- мы видим, что только социалистическое сознание ху дожника позволило ему нарисовать яр кую картину прошлого во всей ее страш ной правде, еще раз заклеймить позором времена угнетения и бесправия и в кон трасте с ними подчеркнуть всю силу и величие советского социалистического строя. Писатель отвечает перед народом. Он знает не только своим разумом, но и сердцем, что лишь верное изображе ние истории позволяет овладеть методом социалистического реализма, что только правда, подчас очень горькая, составля ет суть партийности, ибо наша партия никогда не руководствовалась анализом воображаемых, выдуманных явлений, не тешилась иллюзиями, а со всей суро востью и трезвостью учитывала то. что реально совершается в жизни. Такой правды очень много в романе «Доржи, сын Банзара». Он посвящен тому, как талантливый бурятский маль чик, преодолевая все и всяческие пре пятствия, стал великим ученым своего народа, демократом-просветителем. Ка залось бы, стремясь к реализации такой темы, художник мог все составные ча сти своего произведения (композиция, сюжет и пр.) «приспособить» к ней. Так и поступают буржуазные писатели, для которых исторические факты — повод для преднамеренной «игры» с ними, для произвольного субъективного их толко вания. А у советского художника Чими та Цыдендамбаева единичный факт воз вышения одного героя раскрыт на фоне трагедии народа, находящегося под двойным гнетом царского правительства, его чиновников и своих собственных феодальных владык вроде богача Мар- хансая. Нельзя без душевного трепета читать страницы романа, повествующие о том, как на глазах у жителей улуса Ичетуй разрушается и погибает семья беднячки Аюухан; как слепая бабушка Тобшой день и ночь трудится, как на каторге, обрабатывая овечьи шкуры, а Мархансай подсовывает ей сырье и без конца обманывает ее; как батрачка Жалма и бедняк Балдан, формально лю ди свободные, оказываются в цепях раб ства у своих хозяев и не имеют права не только устроить свое счастье, но даже досыта поесть. Все сочувствие Чимита Цыдендам баева — на стороне угнетенных,- и каж дым штрихом своих картин, каждой де талью он стремится заклеймить социаль ное зло, показать величие и благородст во тружеников. Право каждого писателя — давать свою оценку явлениям жизни, которые он изображает. Но опыт автора романа «Доржи, сын Банзара» еще и еще раз свидетельствует о том, что в со циалистической литературе нет и не мо жет быть произвола. Открыто стоять на стороне народа и во всей сложности, в противоречиях, конфликтах художест- ' венно воспроизводить историческое прошлое вовсе не означает изменять чувству правды. И в первой половине XIX века народ ненавидел своих угне тателей и пытался протестовать. Но>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2