Сибирские огни, 1958, № 10

А. Смердов, Ч. Цыдендамбаев и многие другие. Мы наблюдаем совершенно не­ мыслимое в царские времена явление: один из первых общественно-литератур­ ных журналов Советской страны «Си­ бирские огни» возник в Новосибирске. В каждой области выходят альманахи: в Красноярске — «Енисей», в Иркутске — «Ангара», в Чите — «Забайкалье», в Барнауле — «Алтай» и т. д. Можно хотя бы на одном частном при­ мере показать, насколько расширились в Советской стране реальные возможности для художественного творчества и ка­ кую читательскую аудиторию приобрели писатели: только в одной Иркутской об­ ласти 27 авторов приняты в Союз писа­ телей, свыше 35 опубликовали свои книги. За последние семь лет их произ­ ведения изданы в Москве, Новосибир­ ске, Иркутске, Красноярске, Хабаров­ ске, Чите и в других городах Советской страны, а также в странах социалисти­ ческого лагеря с общим тиражом свыше пяти миллионов экземпляров. С книгами иркутян познакомились, по самым скромным подсчетам, не менее десяти миллионов человек. Мы не ошибемся, ■если читательскую аудиторию писателей Сибири определим в 4 5—50 миллионов •человек. Это — не статистика. За цифрами скрыто самое разнообразное социа­ листическое содержание эпических и лирических произведений, ориги­ нальный и своеобразный общест­ венно-эстетический материал писателей, обладающих различным опытом жизни. ■Факт необычайного расширения и по­ полнения писательских рядов является важнейшим свидетельством, что ' совет­ ский читатель принял лучшие романы, повести и стихи писателей-сибиряков на свое идейное вооружение, оценил их как отвечающие своим духовным стремлени­ ям и запросам, и вместе с тем говорит о том, что литература в краях и обла­ стях развивается как литература пар­ тийная. В своих выступлениях «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» Н. С. Хрущев подчер­ кивал, что партийность и народность выступают в единстве, и то, что отвечает идеям и стремлениям Коммунистической партии отвечает и народным требова­ ниям. Вот почему народ может принять и одобрить только партийное искус­ ство. Задача настоящей статьи как раз и сводится к тому, чтобы по мере возможности, хотя бы на отдельных при­ мерах, показать, как партийное содержа­ ние советского искусства выступает и проявляется во всей своей жизненной естественности, всегда опираясь на стремления и эстетические запросы на­ родных масс, и почему лишь такое, про­ низанное коммунистической идейностью искусство может жить, развиваться и процветать. Ревизионисты, выкрикивая свои обви­ нения о якобы «декретированных», «за­ ранее данных», «схоластических» прин­ ципах партийности и социалистического реализма, охотно пользуются самой бес­ пардонной демагогией — испытанным оружием буржуазных идеологов. Это они придумывают для декадентского «искусства» различные «модные» на­ звания вроде «сюрреализма», «модер­ низма», «экзистенсиализма» и др., при­ крывая идейный маразм, физическую и нравственную патологию «красивыми» вывесками. А иногда они действуют еще хитрее. Великолепно зная о популярно­ сти марксистского учения, они пытаются ■свсим терминам придать «марксистский» вид. Им нужно любыми способами опро­ кинуть, развенчать реальные понятия партийности, социалистического реализ­ ма. И клеветнически утверждая, будто советское искусство существует на ос­ нове преднамеренно выдвинутых дирек­ тив, они сами, как, например, это дела­ ет А. Лефевр, предлагают декретиро­ вать новое наименование метода миро­ вого искусства как «революционный реализм». Пусть никого не введет в за­ блуждение это громкое название. Ныне наши враги нередко пользуются даже священным для всех трудящихся поня­ тием социализма, втайне разумея под ним капитализм. «Революционный реа­ лизм» Лефевра — это ревизионистский реализм, это проповедь искусства, «ос­ вобожденного» от социалистических идей, от интересов коммунизма, от от­ ветственности перед народом. Ревизионисты хотят «освободить» ис­ кусство от принципов коммунистической партийности и социалистического реа­ лизма потому, что эти принципы являют­ ся могучей идеологической силой искус­ ства, силой, которая наряду с марксист­ ской философией, политикой, наукой разрушает устои буржуазного общества и укрепляет твердыни коммунизма. G тем большей настойчивостью и энерги­ ей нам необходимо утверждать торжест­ во и победу нашего искусства. Социалистический реализм, как метод искусства, подразумевает, что художник всеми условиями жизни, всем своим бы­ тием приведен к социалистическому со­ знанию, которое составляет самую суть его мироощущения, миросозерцания. Со­ циализм — великое научное учение и великая практика, которые отстаивает и развивает Коммунистическая партия. Следовательно, в социалистическом со­ знании художника и во всей его творче^ ской практике проявляется партийность. Уже много раз оперировали высказыва­ нием М. А. Шолохова на втором Всесо­ юзном съезде советских писателей. Но в нем реальный процесс творчества рас­ крыт с такой исчерпывающей полнотой, с такой ненавистью к врагам и с такой любовью к советскому искусству, что оно не тускнеет от частого употребления: «О нас, советских писателях, злобствую-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2