Сибирские огни, 1958, № 10
А. Смердов, Ч. Цыдендамбаев и многие другие. Мы наблюдаем совершенно не мыслимое в царские времена явление: один из первых общественно-литератур ных журналов Советской страны «Си бирские огни» возник в Новосибирске. В каждой области выходят альманахи: в Красноярске — «Енисей», в Иркутске — «Ангара», в Чите — «Забайкалье», в Барнауле — «Алтай» и т. д. Можно хотя бы на одном частном при мере показать, насколько расширились в Советской стране реальные возможности для художественного творчества и ка кую читательскую аудиторию приобрели писатели: только в одной Иркутской об ласти 27 авторов приняты в Союз писа телей, свыше 35 опубликовали свои книги. За последние семь лет их произ ведения изданы в Москве, Новосибир ске, Иркутске, Красноярске, Хабаров ске, Чите и в других городах Советской страны, а также в странах социалисти ческого лагеря с общим тиражом свыше пяти миллионов экземпляров. С книгами иркутян познакомились, по самым скромным подсчетам, не менее десяти миллионов человек. Мы не ошибемся, ■если читательскую аудиторию писателей Сибири определим в 4 5—50 миллионов •человек. Это — не статистика. За цифрами скрыто самое разнообразное социа листическое содержание эпических и лирических произведений, ориги нальный и своеобразный общест венно-эстетический материал писателей, обладающих различным опытом жизни. ■Факт необычайного расширения и по полнения писательских рядов является важнейшим свидетельством, что ' совет ский читатель принял лучшие романы, повести и стихи писателей-сибиряков на свое идейное вооружение, оценил их как отвечающие своим духовным стремлени ям и запросам, и вместе с тем говорит о том, что литература в краях и обла стях развивается как литература пар тийная. В своих выступлениях «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» Н. С. Хрущев подчер кивал, что партийность и народность выступают в единстве, и то, что отвечает идеям и стремлениям Коммунистической партии отвечает и народным требова ниям. Вот почему народ может принять и одобрить только партийное искус ство. Задача настоящей статьи как раз и сводится к тому, чтобы по мере возможности, хотя бы на отдельных при мерах, показать, как партийное содержа ние советского искусства выступает и проявляется во всей своей жизненной естественности, всегда опираясь на стремления и эстетические запросы на родных масс, и почему лишь такое, про низанное коммунистической идейностью искусство может жить, развиваться и процветать. Ревизионисты, выкрикивая свои обви нения о якобы «декретированных», «за ранее данных», «схоластических» прин ципах партийности и социалистического реализма, охотно пользуются самой бес пардонной демагогией — испытанным оружием буржуазных идеологов. Это они придумывают для декадентского «искусства» различные «модные» на звания вроде «сюрреализма», «модер низма», «экзистенсиализма» и др., при крывая идейный маразм, физическую и нравственную патологию «красивыми» вывесками. А иногда они действуют еще хитрее. Великолепно зная о популярно сти марксистского учения, они пытаются ■свсим терминам придать «марксистский» вид. Им нужно любыми способами опро кинуть, развенчать реальные понятия партийности, социалистического реализ ма. И клеветнически утверждая, будто советское искусство существует на ос нове преднамеренно выдвинутых дирек тив, они сами, как, например, это дела ет А. Лефевр, предлагают декретиро вать новое наименование метода миро вого искусства как «революционный реализм». Пусть никого не введет в за блуждение это громкое название. Ныне наши враги нередко пользуются даже священным для всех трудящихся поня тием социализма, втайне разумея под ним капитализм. «Революционный реа лизм» Лефевра — это ревизионистский реализм, это проповедь искусства, «ос вобожденного» от социалистических идей, от интересов коммунизма, от от ветственности перед народом. Ревизионисты хотят «освободить» ис кусство от принципов коммунистической партийности и социалистического реа лизма потому, что эти принципы являют ся могучей идеологической силой искус ства, силой, которая наряду с марксист ской философией, политикой, наукой разрушает устои буржуазного общества и укрепляет твердыни коммунизма. G тем большей настойчивостью и энерги ей нам необходимо утверждать торжест во и победу нашего искусства. Социалистический реализм, как метод искусства, подразумевает, что художник всеми условиями жизни, всем своим бы тием приведен к социалистическому со знанию, которое составляет самую суть его мироощущения, миросозерцания. Со циализм — великое научное учение и великая практика, которые отстаивает и развивает Коммунистическая партия. Следовательно, в социалистическом со знании художника и во всей его творче^ ской практике проявляется партийность. Уже много раз оперировали высказыва нием М. А. Шолохова на втором Всесо юзном съезде советских писателей. Но в нем реальный процесс творчества рас крыт с такой исчерпывающей полнотой, с такой ненавистью к врагам и с такой любовью к советскому искусству, что оно не тускнеет от частого употребления: «О нас, советских писателях, злобствую-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2