Сибирские огни, 1958, № 10

дут вербовать новые н новые силы в ее ряды»'. Как видим, пополнение, расширение рядов литературы В. И. Ленин считал одним из непременных условий сущест­ вования и развития партийного социа­ листического искусства. Это не случай» но брошенная мысль. В другом месте статьи подчеркнуто, что создание пар­ тийной литературы обязывает «...органи­ зовать обширное, разностороннее, разно­ образное литературное дело в тесной и неразрывной связи с социал-демократи­ ческим рабочим движением»2. Ленинское требование — «...литера­ турное дело должно стать частью общепролетарского дела...»з, выдвинуто в эпоху первой русской революции, когда царизм был уже не в силах победить поднявшийся на борьбу пролетариат, который, в свою очередь, был еще не в силах разгромить царизм. Но уже тогда, формулируя принцип партийности ис­ кусства, Ленин учитывал широту и раз- tMax выступлений рабочего класса и не­ обходимость массового развития литера­ туры ставил в прямую зависимость от него, ибо литература «...будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десят­ кам миллионов трудящихся, которые , составляют цвет страны, ее силу, ее бу­ дущность»4. Вполне понятно, чтобы вы­ полнить эту задачу, нужно не только обеспечить доступность для всего тру­ дового народа наследия прошлого, но и неустанно пополнять ряды искусства, расширять его сферы за счет новых пи­ сателей и новых произведений, оплодо­ творенных передовыми идеями социа­ лизма. Уместно напомнить, что эту грандиоз­ ную задачу В. И. Ленин считал выпол­ нимой даже «в рамках буржуазного об­ щества»5. И она действительно осущест­ влялась. Достаточно напомнить «Мать», «Враги» М. Горького; «На Пресне», «Бомбы» А. Серафимовича; стихотворе­ ния Демьяна Бедного, В. Маяковского, песни целой плеяды революционных поэтов. Но поистине грандиозный раз­ мах получило развитие искусства в ус­ ловиях советского общества. Блестяще оправдались ожидания В. И. Ленина. Уже в 1934 г. М. Горький с законной гордостью и радостью утверждал, что за 15— 17 лет советская литература создала столько непреходящих ценно­ стей, сколько буржуазная литература всего мира не накопила за сто лет. И действительно, как необъятный дуб с могучими ветвями высится перед нами . . 1 В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4-е, т. 10, стр. 30. Подчеркнуто мною. А. А. . 2 Там же, стр . 31. Подчеркнуто мною. А. А. 3 Там же, стр . 27. ■ 4 Там же, стр . 3 0—31. Подчеркнуто мною. А. А. 6 Там же, стр . 31. великое здание социалистической куль­ туры, национальной по форме, социали­ стической по содержанию. Достижения социалистического искусства мы вправе определить хотя бы таким общим фак­ том: кроме русской советской литера­ туры, у нас есть литература народов СССР, и каждая республика имеет все основания выставить своих художников в первый ряд деятелей культуры миро­ вого значения. У нас есть литература, развивающаяся в краях и областях, включающая в себя значительные отря­ ды писателей, чьи произведения входят ■неотъемлемым вкладом в общую сокро­ вищницу художественных достижений Советской страны. * * * Сибирь никогда не была бедна та­ лантами. Самая история ее освоения создала тип человека мужественного, сурового в борьбе с трудностями и не­ взгодами, предприимчивого в труде, че­ стного и добродушного в отношениях с людьми. Задолго до революции в Сиби­ ри жили и создавали свои произведе­ ния писатели И. Т. Калашников, Н. А. Полевой, М. В. Загоскин, Д. П. Давы­ дов, И. А. Кущевский, П. П. Ершов, Е. В. Федоров-Омулевский, Н. И. Нау­ мов. Их демократическая деятельность оказала значительное влияние. И все же, как узок был в прошлом круг писате­ лей, какую небольшую читательскую аудиторию они имели! Но, что самое пе­ чальное, из-за дикой, невежественной политики царского правительства, ви­ девшего в любых культурных начина­ ниях революционную крамолу, ни один из вышеупомянутых писателей не мог со всей широтой использовать свои творче­ ские силы, а некоторым из них суждено было испытать огромные лишения. Мы многому перестали удивляться, а между тем величие происшедших в ре­ зультате социалистической революции перемен, хотя бы в области культуры и искусства, поистине поразительно. Там, где раньше выступали писатели-одиноч­ ки с отдельными произведениями, раз­ вернулось то самое массовое литера­ турное движение, тот могучий рост писа­ тельских рядов, о котором говорил В. И. Ленин. Новосибирская, Иркутская и Омская области, Красноярский и Алтайский края, Бурят-Монголия выдвинули в ли­ тературу десятки писателей; среди них — Л. Сейфуллина, И. Уткин, Д. Алтау- зен, В. Зазубрин, К. Урманов, К. Се­ дых, С. Залыгин, Г. Марков, С. Сарта- ков, Е. Стюарт, И. Гольдберг, А. Копте- лов, Г. Кунгуров, И. Молчанов-Сибир- ский, А. Волошин, А. Ошаров, П. Маля- ревский, В. Лаврентьев, Н. Болдано, Инн. Луговской, X. Намсараев, Н. Усти- нович, Ж. Тумунов, С. Кожевников, И. Мухачев, К. Лисовский, И. Тугутов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2