Сибирские огни, 1958, № 10

К съезду писателей РСФСР А. АБРАМОВИЧ Коммунистическая партийность— о снова основ литературы социалистического реализма В печати опубликовано немало статей, где дана достойная отповедь буржуаз­ ным ревизионистам, пытающимся при­ низить роль и значение самой передовой в мире советской литературы, отвер­ гнуть жизненные основы ее существова­ ния и развития — принципы' коммуни­ стической партийности, социалистиче­ ского реализма. Аргументация реальны­ ми фактами •— самая сильная аргумен­ тация. А новаторские черты нашей ли­ тературы, раскрывшие дела и мысли, чувства и побуждения народа, строяще­ го коммунизм, нашедшие великолепное образное воплощение в романах, пове­ стях, стихах М. Горького и В. Маяков­ ского, А. Толстого и М. Шолохова, Н. Островского и А. Фадеева, А. Твар­ довского и П. Тычины и всего большо­ го отряда советских литераторов, дав­ но уже стали всемирным достоянием. С именами героев социалистического искусства в своем сознании борются за свободу труженики капиталистических стран, видя в них замечательный обра­ зец для себя. Нелепы и ублюдочны пе­ ред лицом таких фактов выкрики разно­ го рода нигилистов о якобы декретиро­ ванном в СССР принципе партийности, о будто бы лишенном содержания' тер­ мине «социалистический реализм». Однако клевета и ложь враждебных нашему социалистическому обществу и искусству идеологов ревизионизма не становится безобидной от того, что она лишена почвы и питается лишь нена­ вистью к великим достижениям социа­ лизма. Яд клеветы может проникнуть в умы и сердца не только трудящихся Америки или Англии, изолированных от опыта нашей действительности, но и отдельных представителей Советской страны, не проявляющих стойкости в идеологической борьбе и в понимании сложных явлений жизни. Вот почему не только критика, а самое активное наступление, неустанная и напряженней­ шая борьба против ревизионистов всех мастей и оттенков, открытая и страстная защита принципов коммунистической партийности в науке, в искусстве, во всех сферах общественного сознания, является нашим священным долгом. Для всех, кто верен марксизму-лени­ низму, ясно, что важнейшим докумен­ том, который философски, политически и эстетически обосновал принцип комму­ нистической партийности в искусстве, является работа В. И. Ленина «Партий­ ная организация и партийная литерату­ ра». Несмотря на большое количество' верных, интересных статей, трактую- ющих о значении этой работы, мы еще далеко не исчерпали всей глубины ее со­ держания. Нам хотелось бы поэтому поднять один важный вопрос, на наш взгляд ор­ ганически связанный с ленинскими по­ ложениями, — о массовом характере, о широком развитии художественного творчества, одухотворенного идеями коммунистической партийности, о место и значении периферии, краев и областей в создании социалистической литерату­ ры нашей современности. Общеизвестно, что М. Горький одним из существенных признаков советского искусства, признаков, свойственных только ему, справедливо считал то, что- оно перестало «поставляться» преиму­ щественно писателями центральных губерний — Петербургской, Московской. Тульской, Орловской и некоторых дру­ гих, — а стало достоянием всех краев и областей. Тем самым необъятно рас­ ширились горизонты искусства, обогати­ лось изображение его героев и обстоя­ тельств общественной жизни, в которых они выступают. В своих утверждениях М. Горький, несомненно, опирался на высказывания В. И. Ленина, ибо именно в его знаме­ нитой статье о партийности литературы принцип ее массовости, обогащения сформулирован с полной доказательно­ стью. Разоблачая мнимую «свободу» буржуазного искусства и утверждая, что только литература, открыто' связан­ ная с пролетариатом, имеет права на развитие и расцвет, Ленин писал: «Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея со­ циализма и сочувствие трудящимся бу­ 1 Слово, подчеркнутое В. И. Лениным . — А. А.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2