Сибирские огни, 1958, № 10
К съезду писателей РСФСР А. АБРАМОВИЧ Коммунистическая партийность— о снова основ литературы социалистического реализма В печати опубликовано немало статей, где дана достойная отповедь буржуаз ным ревизионистам, пытающимся при низить роль и значение самой передовой в мире советской литературы, отвер гнуть жизненные основы ее существова ния и развития — принципы' коммуни стической партийности, социалистиче ского реализма. Аргументация реальны ми фактами •— самая сильная аргумен тация. А новаторские черты нашей ли тературы, раскрывшие дела и мысли, чувства и побуждения народа, строяще го коммунизм, нашедшие великолепное образное воплощение в романах, пове стях, стихах М. Горького и В. Маяков ского, А. Толстого и М. Шолохова, Н. Островского и А. Фадеева, А. Твар довского и П. Тычины и всего большо го отряда советских литераторов, дав но уже стали всемирным достоянием. С именами героев социалистического искусства в своем сознании борются за свободу труженики капиталистических стран, видя в них замечательный обра зец для себя. Нелепы и ублюдочны пе ред лицом таких фактов выкрики разно го рода нигилистов о якобы декретиро ванном в СССР принципе партийности, о будто бы лишенном содержания' тер мине «социалистический реализм». Однако клевета и ложь враждебных нашему социалистическому обществу и искусству идеологов ревизионизма не становится безобидной от того, что она лишена почвы и питается лишь нена вистью к великим достижениям социа лизма. Яд клеветы может проникнуть в умы и сердца не только трудящихся Америки или Англии, изолированных от опыта нашей действительности, но и отдельных представителей Советской страны, не проявляющих стойкости в идеологической борьбе и в понимании сложных явлений жизни. Вот почему не только критика, а самое активное наступление, неустанная и напряженней шая борьба против ревизионистов всех мастей и оттенков, открытая и страстная защита принципов коммунистической партийности в науке, в искусстве, во всех сферах общественного сознания, является нашим священным долгом. Для всех, кто верен марксизму-лени низму, ясно, что важнейшим докумен том, который философски, политически и эстетически обосновал принцип комму нистической партийности в искусстве, является работа В. И. Ленина «Партий ная организация и партийная литерату ра». Несмотря на большое количество' верных, интересных статей, трактую- ющих о значении этой работы, мы еще далеко не исчерпали всей глубины ее со держания. Нам хотелось бы поэтому поднять один важный вопрос, на наш взгляд ор ганически связанный с ленинскими по ложениями, — о массовом характере, о широком развитии художественного творчества, одухотворенного идеями коммунистической партийности, о место и значении периферии, краев и областей в создании социалистической литерату ры нашей современности. Общеизвестно, что М. Горький одним из существенных признаков советского искусства, признаков, свойственных только ему, справедливо считал то, что- оно перестало «поставляться» преиму щественно писателями центральных губерний — Петербургской, Московской. Тульской, Орловской и некоторых дру гих, — а стало достоянием всех краев и областей. Тем самым необъятно рас ширились горизонты искусства, обогати лось изображение его героев и обстоя тельств общественной жизни, в которых они выступают. В своих утверждениях М. Горький, несомненно, опирался на высказывания В. И. Ленина, ибо именно в его знаме нитой статье о партийности литературы принцип ее массовости, обогащения сформулирован с полной доказательно стью. Разоблачая мнимую «свободу» буржуазного искусства и утверждая, что только литература, открыто' связан ная с пролетариатом, имеет права на развитие и расцвет, Ленин писал: «Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея со циализма и сочувствие трудящимся бу 1 Слово, подчеркнутое В. И. Лениным . — А. А.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2