Сибирские огни, 1958, № 1

подчас он показывает, насколько само­ стоятелен его подход к фольклорной со­ кровищнице. Обычно о народном поэте-импровиза- торе принято думать: неграмотен, поет, как птица, далек от культуры или во всяком случае от учености, М. Н. Тимо­ феев-Терешкин —• новый тип сказителя, интересовавшегося культурой, истори­ ей, политикой. Часто в своих беседах и письмах Михаил Николаевич обращался с просьбой достать ему новинки по истории и языкознанию, краеведению и международной политике. Еще в молодые годы в многочислен­ ных странствиях по родному краю Ти­ мофеев-Терешкин познавал жизнь Яку­ тии во всей ее полноте и разнохарактер­ ности. Не написать бы ему на старости лет песни о «Лене-матушке» с ее прито­ ками, если б он не побродил вволю по е е берегам, если б не бороздил ее могу­ чие воды. Но не только Лена, но и Ак­ бар и Оленек, Яна и Индигирка хорошо знакомы поэту, вся земля Якутская ду­ шевно близка ему. Богатый и многолет-' ний практический опыт, обширные зна­ ния оказали свое благотворное воздей­ ствие на все творчество сказителя. И это ли не новый красноречивый при­ мер для идущей в литературу моло­ дежи! Долгое время Михаил Николаевич ра­ ботал на севере как специалист по пуш­ нине. Частые поездки по Якутии дали ему большой материал, широко исполь­ зованный в пору, когда на поэта обру­ шилось несчастье и он ослеп. Внутренним душевным зрением Тимо- феев-Терешкин воспроизвел жизненные впечатления и облек их в стихи без риф­ мовки, близкие народным сказаниям «олонхо». Д ля поэтики Тимофеева-Терешкина характерна большая, со сложным син­ таксисом строфа. Взять, для примера, хотя бы начало стихотворения «Кон­ стантин Кехтюй — понтонер»: Почтенного ры бака сьш-первенец. Родившийся в лодке-долбянке. Кехтюй Константин вырос. Баюкаемый волнами Родного якутского озера, Синего, словно небо. И далее — строфа такого же харак­ тера, с первого взгляда тяж елая , может быть, даже неуклюжая, но весьма точ­ ная поэтически и передающая дух на­ родной якутской поэзии: Достойного ры бака сын-первенец Кехтюй Константин вырос. Сроднившись с прозрачно-яркой, Вечно движимой ветром, Бурной, гремящей ширью Шумной реки якутской. (Перев. А. О л ь х о н а.) Любит Тимофеев-Терешкин обстоя­ тельные, связанные с трудовой деятель­ ностью человека, описания природы.' Точные и художественно верные детали подчас у поэта чередуются с утомитель­ но-длинными перечислениями и нагро­ мождением частностей, что говорит,, с одной стороны, об изобилии материала, а, с другой, о неумении экономно орга­ низовать его. Хотя творческий путь М. Н. Тимофее­ ва-Терешкина начался в 1908 году, можно с уверенностью сказать, что только после Великого Октября он по­ шел по восходящей линии. Это видно не только по интенсивности развития и количеству созданного, но и по харак­ теру образного мышления. Все сходятся на том, что это образное мышление поэта-импровизатора щедро черпало ма­ териал и способы изобразительности в якутском фольклоре: песне, сказке, по­ словице. Достаточно прочитать несколь­ ко сказок или стихотворений Тимофее­ ва-Терешкина, чтобы это почувствовать без помощи литературоведческих ком­ ментариев. Но часто бывает, что наши недостатки являются продолжением на­ ших достоинств, доведенных до степени пародийности. Увлеченность фолькло­ ром и приверженность к якутскому на­ циональному колориту порой были чрезмерными, и Тимофеев-Терешкин, теряя чувство меры, нарушал законы художественного своеобразия, четкости и единства содержания и формы. Очищенные от крайности и заблужде­ ний, произведения М. Н. Тимофеева-Те­ решкина адресуются широкому кругу читателей. «Простые песни» — так на­ звал Терешкин одну из своих книг, вы­ пущенных в Москве в переводах рус­ ских поэтов. И верно — песни эти бес­ хитростны, естественны, или, как сказа­ ли бы в XIX веке, — натуральны , они идут от сердца к сердцу. В них — опыт жизни и дума о ней, слово дружбы н участия к простому советскому челове- ку-труженику.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2