Сибирские огни, 1958, № 1
подчас он показывает, насколько само стоятелен его подход к фольклорной со кровищнице. Обычно о народном поэте-импровиза- торе принято думать: неграмотен, поет, как птица, далек от культуры или во всяком случае от учености, М. Н. Тимо феев-Терешкин —• новый тип сказителя, интересовавшегося культурой, истори ей, политикой. Часто в своих беседах и письмах Михаил Николаевич обращался с просьбой достать ему новинки по истории и языкознанию, краеведению и международной политике. Еще в молодые годы в многочислен ных странствиях по родному краю Ти мофеев-Терешкин познавал жизнь Яку тии во всей ее полноте и разнохарактер ности. Не написать бы ему на старости лет песни о «Лене-матушке» с ее прито ками, если б он не побродил вволю по е е берегам, если б не бороздил ее могу чие воды. Но не только Лена, но и Ак бар и Оленек, Яна и Индигирка хорошо знакомы поэту, вся земля Якутская ду шевно близка ему. Богатый и многолет-' ний практический опыт, обширные зна ния оказали свое благотворное воздей ствие на все творчество сказителя. И это ли не новый красноречивый при мер для идущей в литературу моло дежи! Долгое время Михаил Николаевич ра ботал на севере как специалист по пуш нине. Частые поездки по Якутии дали ему большой материал, широко исполь зованный в пору, когда на поэта обру шилось несчастье и он ослеп. Внутренним душевным зрением Тимо- феев-Терешкин воспроизвел жизненные впечатления и облек их в стихи без риф мовки, близкие народным сказаниям «олонхо». Д ля поэтики Тимофеева-Терешкина характерна большая, со сложным син таксисом строфа. Взять, для примера, хотя бы начало стихотворения «Кон стантин Кехтюй — понтонер»: Почтенного ры бака сьш-первенец. Родившийся в лодке-долбянке. Кехтюй Константин вырос. Баюкаемый волнами Родного якутского озера, Синего, словно небо. И далее — строфа такого же харак тера, с первого взгляда тяж елая , может быть, даже неуклюжая, но весьма точ ная поэтически и передающая дух на родной якутской поэзии: Достойного ры бака сын-первенец Кехтюй Константин вырос. Сроднившись с прозрачно-яркой, Вечно движимой ветром, Бурной, гремящей ширью Шумной реки якутской. (Перев. А. О л ь х о н а.) Любит Тимофеев-Терешкин обстоя тельные, связанные с трудовой деятель ностью человека, описания природы.' Точные и художественно верные детали подчас у поэта чередуются с утомитель но-длинными перечислениями и нагро мождением частностей, что говорит,, с одной стороны, об изобилии материала, а, с другой, о неумении экономно орга низовать его. Хотя творческий путь М. Н. Тимофее ва-Терешкина начался в 1908 году, можно с уверенностью сказать, что только после Великого Октября он по шел по восходящей линии. Это видно не только по интенсивности развития и количеству созданного, но и по харак теру образного мышления. Все сходятся на том, что это образное мышление поэта-импровизатора щедро черпало ма териал и способы изобразительности в якутском фольклоре: песне, сказке, по словице. Достаточно прочитать несколь ко сказок или стихотворений Тимофее ва-Терешкина, чтобы это почувствовать без помощи литературоведческих ком ментариев. Но часто бывает, что наши недостатки являются продолжением на ших достоинств, доведенных до степени пародийности. Увлеченность фолькло ром и приверженность к якутскому на циональному колориту порой были чрезмерными, и Тимофеев-Терешкин, теряя чувство меры, нарушал законы художественного своеобразия, четкости и единства содержания и формы. Очищенные от крайности и заблужде ний, произведения М. Н. Тимофеева-Те решкина адресуются широкому кругу читателей. «Простые песни» — так на звал Терешкин одну из своих книг, вы пущенных в Москве в переводах рус ских поэтов. И верно — песни эти бес хитростны, естественны, или, как сказа ли бы в XIX веке, — натуральны , они идут от сердца к сердцу. В них — опыт жизни и дума о ней, слово дружбы н участия к простому советскому челове- ку-труженику.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2