Сибирские огни, 1958, № 1
быть независимой. Сразу после револю ции хозяйств, имевших от 10 до 50 оле ней, насчитывалось у эвенков свыше 50% , а от 50 до 250 оленей — около 15% 1. Значит, кочевое содружество Р а у л—Топко—Бали, не испытывавшее особенной нужды в помощи владельца тысячных стад, явление нередкое. М. Ошаров изображал реальные взаимо отношения, которые он наблюдал и изу чал непосредственно. Почти через весь роман проходит история жизни семейства Баяты . Оно имело оленей менее десяти, а затем и совсем их потеряло. Вот такие семей ства — а их насчитывалось свыше 80% -— вынуждены были обращаться к богатому оленеводу. Трагическая судьба этих людей выписана с достаточной си лой и выразительностью. Орбочей, сын Баяты , едва не убил своего больного отца, так как перетаскивать его на себе у него уже не было сил. Отчаяние вла дело умным, сильным и любящим отца юношей. В романе изображены и пасту хи Гольтоуля. Они тоже, как Орбочей, много пережили бедствий, прежде чем попасть в пожизненные работники к бо гачу за кусок мяса Следует отметить, что М. Ошаров подчеркнул в их харак терах дерзость и независимость, скры тый бунтарский дух, смутивший даже Сауда. «У волка с богатым — вера одна», — вот вывод, который букваль но выстрадан ими. Все это свидетельствует о том, что писатель довольно ясно представлял себе и правдиво изображал истинную, а не придуманную социальную структу ру северных народов. Упрекнуть писате ля следует в другом: в недостаточном отражении роли шаманов в жизни этих народов. Между тем шаман — не по следнее лицо в социальном бытии мно гих народностей Сибири. Известно это и по историческим документам, и по художественным произведениям самих северян, и по книгам русских писате лей, тщательно изучивших образ их жиз ни, их религию. Единство интересов бая Сапога и шамана Шатыя хорошо пока зал А. Коптелов («Великое кочевье»); обман шаманом простодушных гиляков и гольдов обличает смелый юноша гиляк Чумбока из романа «Далекий край» Н. Задронова; чукча Тымкар из произ ведения «Поиски счастья» Н. Максимо ва научился отличать худого шамана от хорошего, научился понимать их дей ствительные эгоистические цели. У каж дого из этих писателей культовая сто рона жизни народа выписана с достаточ 1 См. книгу М. А. С е р г е е в а «Некапита листический путь развития малых народов Севера». Изд. Академии наук СССР. М.—Л. 1955, стр. 118. ной полнотой. У М. Ошарова, к сожале нию, есть только упоминания о сущест вовании шаманов. Есть и еще один важный недостаток: романа — он перегружен местными, эвенкийскими, часто непонятными сло вами. Но качество произведения в целом определяется новизной темы, ориги нальностью ее решения, правдивостью- и глубиной изображения. Как и вся наша литература социалистического реализ ма, роман М. Ошарова воодушевлен па фосом преобразования, пафосом обнов ления жизни. Особенно полно пафос изменения жиз ни эвенков выражен в рассказах и за рисовках, посвященных, как правило,, изображению послереволюционного вре мени. В рассказах «Вызов» и «Большой: пуд» отмечается духовный рост народа и говорится о благотворном воздействии на него русских людей, советской куль туры. Рассказ «Ачига», написанный в 1934 году, после романа «Большой ар гиш», дает возможность судить о даль нейшем развитии творчества писателя. Правдивый взволнованный рассказ о судьбе эвенкийской женщины является своеобразным продолжением романа. «Большой аргиш». В тайгу пришел новый закон. Не сра зу он менял людей. Старый Хымчи из рассказа «Ачига» смеется над женщи ной, выбранной делегаткой на съезд Со ветов. «Новый закон нашел в бабе ум ,— говорит он, — да себя потерял. Нет, не бывать на голом копыте шерсти». Совсем' иначе думает Ачига Болина. Она отка залась от покорности мужчине, стала на рушать унизительные обычаи, решила учиться и нести свои знания другим: женщинам, которые все еще «всего бо ятся» . На незначительном, казалось бы,, факте — выступление делегатки Ачиги Болиной на съезде Советов — М. Оша ров показал, как стремительно под воз действием большевиков распрямлялся и вырастал на Севере новый и свободный человек социалистической эпохи. Творчество Михаила Ошарова нераз рывно было связано с жизнью малых народов Севера, с их нелегким трудом, с их борьбой за существование, за луч шее будущее. Пафос всей писательской деятельности М. Ошарова в неиссякае мой любви к людям, в неистребимой жажде социалистических преобразова ний, в жгучей ненависти к старому урод ливому капиталистическому строю. Во' всех своих работах как бы малы они ни были — он выступает как страстный ис следователь прошлого и одновременно' как деятельный участник современности. М. Ошаров вошел ,в нашу богатую и раз нообразную литературу певцом Севера, певцом и пропагандистом дружбы и рав ноправия народов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2