Сибирские огни, 1958, № 1

быть независимой. Сразу после револю­ ции хозяйств, имевших от 10 до 50 оле­ ней, насчитывалось у эвенков свыше 50% , а от 50 до 250 оленей — около 15% 1. Значит, кочевое содружество Р а у л—Топко—Бали, не испытывавшее особенной нужды в помощи владельца тысячных стад, явление нередкое. М. Ошаров изображал реальные взаимо­ отношения, которые он наблюдал и изу­ чал непосредственно. Почти через весь роман проходит история жизни семейства Баяты . Оно имело оленей менее десяти, а затем и совсем их потеряло. Вот такие семей­ ства — а их насчитывалось свыше 80% -— вынуждены были обращаться к богатому оленеводу. Трагическая судьба этих людей выписана с достаточной си­ лой и выразительностью. Орбочей, сын Баяты , едва не убил своего больного отца, так как перетаскивать его на себе у него уже не было сил. Отчаяние вла­ дело умным, сильным и любящим отца юношей. В романе изображены и пасту­ хи Гольтоуля. Они тоже, как Орбочей, много пережили бедствий, прежде чем попасть в пожизненные работники к бо­ гачу за кусок мяса Следует отметить, что М. Ошаров подчеркнул в их харак ­ терах дерзость и независимость, скры­ тый бунтарский дух, смутивший даже Сауда. «У волка с богатым — вера одна», — вот вывод, который букваль­ но выстрадан ими. Все это свидетельствует о том, что писатель довольно ясно представлял себе и правдиво изображал истинную, а не придуманную социальную структу­ ру северных народов. Упрекнуть писате­ ля следует в другом: в недостаточном отражении роли шаманов в жизни этих народов. Между тем шаман — не по­ следнее лицо в социальном бытии мно­ гих народностей Сибири. Известно это и по историческим документам, и по художественным произведениям самих северян, и по книгам русских писате­ лей, тщательно изучивших образ их жиз­ ни, их религию. Единство интересов бая Сапога и шамана Шатыя хорошо пока­ зал А. Коптелов («Великое кочевье»); обман шаманом простодушных гиляков и гольдов обличает смелый юноша гиляк Чумбока из романа «Далекий край» Н. Задронова; чукча Тымкар из произ­ ведения «Поиски счастья» Н. Максимо­ ва научился отличать худого шамана от хорошего, научился понимать их дей­ ствительные эгоистические цели. У каж ­ дого из этих писателей культовая сто­ рона жизни народа выписана с достаточ­ 1 См. книгу М. А. С е р г е е в а «Некапита­ листический путь развития малых народов Севера». Изд. Академии наук СССР. М.—Л. 1955, стр. 118. ной полнотой. У М. Ошарова, к сожале­ нию, есть только упоминания о сущест­ вовании шаманов. Есть и еще один важный недостаток: романа — он перегружен местными, эвенкийскими, часто непонятными сло­ вами. Но качество произведения в целом определяется новизной темы, ориги­ нальностью ее решения, правдивостью- и глубиной изображения. Как и вся наша литература социалистического реализ­ ма, роман М. Ошарова воодушевлен па­ фосом преобразования, пафосом обнов­ ления жизни. Особенно полно пафос изменения жиз­ ни эвенков выражен в рассказах и за ­ рисовках, посвященных, как правило,, изображению послереволюционного вре­ мени. В рассказах «Вызов» и «Большой: пуд» отмечается духовный рост народа и говорится о благотворном воздействии на него русских людей, советской куль­ туры. Рассказ «Ачига», написанный в 1934 году, после романа «Большой ар ­ гиш», дает возможность судить о даль­ нейшем развитии творчества писателя. Правдивый взволнованный рассказ о судьбе эвенкийской женщины является своеобразным продолжением романа. «Большой аргиш». В тайгу пришел новый закон. Не сра­ зу он менял людей. Старый Хымчи из рассказа «Ачига» смеется над женщи­ ной, выбранной делегаткой на съезд Со­ ветов. «Новый закон нашел в бабе ум ,— говорит он, — да себя потерял. Нет, не бывать на голом копыте шерсти». Совсем' иначе думает Ачига Болина. Она отка­ залась от покорности мужчине, стала на­ рушать унизительные обычаи, решила учиться и нести свои знания другим: женщинам, которые все еще «всего бо­ ятся» . На незначительном, казалось бы,, факте — выступление делегатки Ачиги Болиной на съезде Советов — М. Оша­ ров показал, как стремительно под воз­ действием большевиков распрямлялся и вырастал на Севере новый и свободный человек социалистической эпохи. Творчество Михаила Ошарова нераз­ рывно было связано с жизнью малых народов Севера, с их нелегким трудом, с их борьбой за существование, за луч­ шее будущее. Пафос всей писательской деятельности М. Ошарова в неиссякае­ мой любви к людям, в неистребимой жажде социалистических преобразова­ ний, в жгучей ненависти к старому урод­ ливому капиталистическому строю. Во' всех своих работах как бы малы они ни были — он выступает как страстный ис­ следователь прошлого и одновременно' как деятельный участник современности. М. Ошаров вошел ,в нашу богатую и раз­ нообразную литературу певцом Севера, певцом и пропагандистом дружбы и рав­ ноправия народов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2