Сибирские огни, 1958, № 1
рынка не создавали — торговля была односторонняя — только пушниной и носила характер грабежа, и историче ский процесс не ускоряли, а приводили хозяйство к застою и упадку. «Таким образом, — пишет М. А. Сер геев в главе о социально-экономических отношениях у северных народов, — •если иметь в виду всю товарную массу, ■поступившую к северным народностям извне с российского рынка, то нельзя не отметить того весьма существенного фак та, что подавляющая часть товаров не •была связана с производством и не яв лялась абсолютно необходимой для на селения (подчеркнуто мною. — Н. Я.). Удовлетворение самых насущных по требностей (в питании, одежде, утвари, не говоря уже о материале для сооруже ния жилища) происходило за счет соб ственного производства и не требовало товарного расхода, т. е реализации сво ей продукции. Такие товары, как табак, чай, спирт и пр., не были решающими условиями для жизни населения, а в ряде случаев даже вредными. Невозмож ность покупки и отсутствие в обиходе алкоголя, табака, даже чая или ничтож ного количества муки, сахара не грози ло самому существованию населения» '. Следовательно, Калмаковы не были здесь исторически необходимыми фигу рами, носителями прогресса, и Сауд, решительно отказавшийся от услуг Калмакова, поступил не так уж опромет чиво и неразумно: «впасть в дикость» ■он не мог по той простой причи не, что, несмотря на усиленную деятель ность Калмаковых, продолжал оста ваться «диким» в сравнении с европей цем: «уйти назад в прошлое» он не мог потому, что непрерывно трудился и не легким трудом своим ранее добывал и продолжал добывать все необходимые средства существования. Другое дело, когда он и Бали совсем отказываются ■от общения с русскими. Герои романа, конечно, могли не понимать, что, кроме Калмаковых, есть еще великий русский народ, носитель высокой и крайне не обходимой северянам культуры. Сам же писатель не мог пройти мимо фактов иного, человеческого отношения рус ских бедняков и батраков, политических ссыльных к бесправным северным народ ностям. Это существенное упущение М. Ошарова, которое он, видимо, пы тался устранить. Из сохранившегося плана второй книги можно узнать, как Сауд осуществил свое намерение жить без Калмаковых, как под влиянием рус ского, умного и честного человека укрепился в нем дух протеста... Сауд — лучший представитель свое го народа, человек, поднявшийся до по нимания необходимости решительного 1 М. А. С е р г е е в . «Некапиталистический путь развития малых народов Севера». Изд. Академии наук СССР. М.—JI. 1955, стр. 103. протеста против дикого произвола и на силия «культурного» капиталиста-коло- низатора. Когда торгашами был убит его отец Топко, Сауд вместе с товарищем, тоже обиженным купцами, идет на про тест более активного характера. Они сжигают факторию Калмакова. Этой сценой по существу завершается первая часть романа. Следовательно, неправильно было бы видеть идею романа в пассивности, в покорности, обвинять писателя в отсут ствии у него исторической перспективы Замысел романа не только в том, что бы показать жизнь и страдания угнетен ных народностей Севера. Он значитель но шире и глубже. Автор стремился по казать, что малые народы Севера, не смотря на вековую отсталость и край нюю медлительность развития, сами пы таются разобраться в своих бедах, ищут- наиболее активного в их условиях ре шения жизнью выдвинутых проблем. Было бы наивно полагать, что Сауд сам сразу же окажет организованное сопро тивление Калмаковым. Но уничтоже ние фактории, отказ от пороха и свин ца, чая и муки, этот «уход в прошлое» есть не что иное, как свидетельство ро ста сознания Сауда. Этот исторический оптимизм пронизывает книгу М. Оша рова от начала и до конца. Недаром о н ' пишет: «Олень бежит от выжженных мест. Не может человек не уходить от несчастий. Смерть сильна, но не силь нее жизни...». Вера в торжество жизни над смертью, вера в победу правды яв ственно звучит в романе и заставляет читателя поверить в лучшее будущее изображенного в нем народа. Говорили также и о том, что писатель не показал в романе социальную диффе ренциацию народов Севера. Сейчас это кажется недоразумением, связанным с известного рода модернизацией общест венного уклада северян. М. Ошаров изо бразил богатого оленевода Гольтоуля со всеми его отвратительными качествами эксплуататора обедневших сородичей. Но будто бы образ его' не вошел органич но в сюжет романа, как это получилось, допустим, с образом Калмакова. А са мый серьезный недостаток романа за ключается будто бы в том, что Сауд по казан в нем независимым от Гольтоуля. Обычно в таком случае забывается одно немаловажное обстоятельство: М. Оша ров изображал не капиталистический тип хозяйства, а мелкотоварный. Из вестно, что взаимосвязи людей и фор мы эксплуатации при таком типе хозяй ства несколько иные. Трудность одиночных перекочевок ■толкала эвенков к объединению. Одни, малооленные, шли к богатому и вместе со своим полдесятком оленей пасли его сотни: другие — сами объединялись, со здавали своеобразную общину, которая при натуральном, замкнутом типе хозяй ствования до поры до времени могла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2