Сибирские огни, 1958, № 1
пал радужной пыли пять деревянных ложек. Сбросил со счета остаток в 30 костей, поугрюмел: — Но, друг, покруту кончили. Белка- то ушел весь. Мудреная она. Теперь как? Р ауль поговорил с Дулькумо, и оба повесили головы. Ведь им нужна мука, порох, свинец...». Деколок, конечно, дал им все, что они хотели, но в долг. Бессовестный побор будет продолжаться. Однако этот мелкий купчишка ничто по сравнению с крупным предпринима телем Осипом Калмаковым, истинным проводником царской колониальной по литики. Отличие Калмакова от декол- ков в том, что «дело» ставит он шире. Он не хочет ждать, когда эвенк (в те времена их звали тунгусами) придет к нему в деревню за покрутой. Он сам от правится к нему в тайгу, чтобы грабить начисто, никому и ничего не оставляя. «Калмакову хотелось захватить тайгу ,— пишет о нем М. Ошаров, — и брать пушную дань от «кочевой твари» там, в глубине кочевий, вне всякого надзора, каким все же- являлась «покрута» в де ревне. Ему надо было захватить раньше всех пушные богатства, выстроить сеть торговых факторий на Катанге и заста вить эвенков, минуя ангарские деревни, отовсюду идти в его фактории за покру той». Когда же его мечта оказалась близкой к осуществлению — использо ваны были и подкуп, и обман, и маска культуртрегера, — он захлебывался от восторга и одновременно от негодования против торговой мелкоты: — «Пользуйтесь пока что, сволочи! С осени — крышка! Ни одного тунгуса не пропущу за покрутой на Ангару. Грамота губернатора у Осипа в кармане. Ни одну тварь не выпущу из своих фак торий. Ни одну! Моя Катанга!» В этой тираде полностью отразился характер хищника-колонизатора. Так и произошло. Эвенки оказались в его ру ках. Методы эксплуатации у Калмакова стали еще более жестокие и грубые, на сильнические. В тайге, действительно, все стало принадлежать ему: и меха, и олени, и женщины, и право на жизнь, на счастье. Сцены попойки, ограбления охотников, насилий и убийства ужасны. Не будем их приводить, хотя написаны они М. Ошаровым превосходно, с каким- то холодным и спокойным гневом, без натуралистического нажима. Недаром у всеповидавшего Бали возникло однаж ды кровавое сравнение: «Русские куп цы, как росомаха кровь, любят пушни ну...». Для Сауда первая в жизни покрута кончилась трагически. Изнасилована и убита любимая им девушка Пэтэма, за жалкие безделушки исчезла с трудом до бытая пушнина, а сам- он избит приказ чиками калмакова. Умный инициативный юноша, только почувствовавший свою самостоятель ность, свою силу, вдруг оказался лицом к лицу с чудовищами, лишенными чести и совести. Он не имел возможности ки нуться за ними сразу и отомстить — си лы явно неравны, но он лучше других, понял: так далее продолжаться не мо жет. «Мама, — убежденно говорил Сауд, ■— лучше жить на одном мясе и рыбе, носить ровдужную одежду, стрелять лу ком, украшать одежду оленьей шерстью, забыть бисер, парить вместо чая траву, гнилушки, чем встречаться с русскими и клянчить у них товар. Нет, голова моя зажила, и больше я не хочу, чтобы она болела». Потрясенный смертью Пэтэмы Бали соглашается с Саудом и вместе с ним дает клятву «не топтать больше троп в сторону русских». Решение Сауда было правильным, коль скоро оно касалось Калмаковых, было направлено против них. В связи с этим решением Сауда в критике 30-х годов много говорилось о «неясности исторической перспективы» в романе. Автора упрекали, в частности, в том, что он якобы неверно, без учета «логики исторической закономерности» изобра зил Калмакова. «Как бы ни был отвратителен Калма- ков, — писал один из критиков, — и весь строй, от имени которого он «представительствует», все же он не сет в тайгу белее совершенные ору дия труда, создает рынок, толкает тунгусов на путь более решительного освоения таежных богатств, т. • е. в ко нечном счете — пусть через трупы и кровь родичей Сауда, — но объективно ускоряет исторический процесс разви тия одного из отсталых народов Севера'. Поэтому советский писатель, изображая подобного рода процессы, должен уметь находить правильную точку зрения, он должен уметь умерять свои эмоцио нальные порывы, когда они расходятся с логикой исторической закономерно сти»!. Это — образец догматического мыш ления. Берется одна, в общем, справед ливая формула и без учета конкретных обстоятельств спокойно применяется к сложным процессам развития северных народов. Странное дело! Матерого ко лонизатора, грабителя и насильника, со знательно обрекавшего целые племена на вымирание, требуют изобразить чело веком передовым и прогрессивным, тре буют пригладить, причесать его и уме рить свои эмоции гнева и ненависти. Совсем недавно с убедительными фак тами в руках М. А. Сергеев в своем тру де «Некапиталистический путь развития малых народов Севера» доказал, что Калмаковы никаких «более совершен ных орудий труда» в тайгу не несли, 1 Н. О с т р о г о р с к и й . «Сибирские от- ни» № 4. 1935, стр. 109. >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2