Сибирские огни, 1958, № 1

•черпнуты М. Ошаровым из северной поэзии или связаны с нею по своему строю и духу: «Бесшумной совой проле­ тела короткая ночь». «Тучи, как выку­ панные медведи, вытрясали в тайгу дож­ девую влагу». «Этея, как голодный дя­ тел, долбила Рауля» . О Бали, потеряв­ шем Пэтэму, сказано: «Недаром же он замолчал и свернулся, как береста от ж ар а» . В образе жизни героев романа, в их поступках и убеждениях многое непонят­ но, органически чуждо нам. Тем не ме­ нее они по-человечески, каждый по-свое­ му, хороши и обаятельны. Не потому, что мы испытываем нечто вроде состра­ дания к их внешне скудной жизни, М. Ошаров правильно поступил, когда чаще рисовал их счастливыми, не остав­ л я я места для жалости и сострадания, —- а потому, что мы увидели в них лю­ дей с замечательным богатством душев­ ных качеств. Образ Бали прекрасен. В нем М. Оша­ ров сконцентрировал лучшие черты лю­ дей северных народностей, объединен­ ных общностью средств существования. В характере Бали воплощена мудрость народа, вековой опыт нелегкой жизни и ■борьбы. Мужество и .выносливость, честность и доброта, постоянная любовь к людям и неизменная отзывчивость, не­ иссякаемый оптимизм и спокойствие, .выдержка, юмор в любых даже самых, трудных обстоятельствах — наихарак­ тернейшие качества Бали-человека. Страшная эпидемия неизвестной бо­ лезни унесла почти всех членов его ■семьи. Бали растерялся, не знал, что ■ему делать от горя. Жива только одна внучка Пэтэма и ради нее он предприни­ мает длительное и опасное путешествие. Ее надо спасти — вот его главный сти­ мул к действию. Слепой, он объясняет -ей, в каком направлении надо идти, он не дает ей упасть духом, подбадривает, даже шутит, для нее сохраняет в пути ■остатки скудной пищи, сам питается лишь снегом; долго скрывает от нее пустую сумку, а в последнюю ночь, за ­ мерзая, он все-таки телом своим при­ крывает Пэтэму от холода — в таком положении и нашел их Рауль. За жизнь внучки он боролся до последнего'момен­ та. Возможно, здесь не последнее значе­ ние имеет чувство родственности. Одна­ ко точно также он поступает и тогда, ко­ гда видит человека в беде. Старый Бая- ты с сыном неудачно охотился, замаял своих и без того слабых оленей; чтобы попасть на богатые зверем места,' необ­ ходимы сильные свежие олени. Бали выслушал его горести и сказал: «Сходи­ те с Орбочей в лес, найдите моих оле­ ней, поймайте себе двух быков... а на приплод одну постарше важенку!». Такая щедрость слепого не случайна для него. О нем по тайге ходит слава как о чело­ веке , готовом всегда придти на помощь ■.нуждающемуся. «Если знаещь, где ко­ чует Богыдя, иди к нему. Этот даст да­ ром», — говорит о старике пастух бога­ того Гольтоуля. Р ауль — сильный сметливый мужчи­ на, Сауд — отличный охотник, Топко— добродушный увалень, замечательный певец, Дулькумо и Этэя — хорошие хо­ зяйки своих чумов. Бали слеп и беспо­ мощен, но самочувствие всего стойбища, тонус бодрой и деятельной жизни опре­ делял он. Бали не даст печали угнез­ диться, всегда найдет добрую шутку, посоветует, как поступить, научит, что сделать в трудную минуту. У него нахо­ дятся ласковые и добрые слова для всех, кто пожелает его слушать. И почти у каждого из них на душе становится светлее и чище,-Образ Бали потому так убедителен и ярок, что автор нашел для него на редкость весомые слова, а речь его сделал живой и горячей, полной мет­ ких наблюдений, сочных образов, точ­ ных и широких обобщений. Она вся у него вытекает из народной поэзии, и по­ тому всегда оригинальна и по-своему не­ повторима. «Мать, родит голову, время — ум, а ум — все», «Не будем на све­ жей гари искать старых гнезд», «Мень­ ше слов —• дольше их не забудешь», «Усталому сон слаще теплого жира», «Что скажет утро, вечер никогда не зна­ ет» — в этом Бали неистощим. Речь его всегда содержательна, афористична. Сауд и Пэтэма ходят по тайге третий день. Дулькумо обеспокоена, заставляет ленивого Топко идти на розыски. Вме­ шивается Бали. «Пусть ходят, — гово­ рит он. — Дальше ходят — лучше при­ метят тайгу. Будут голодны — научатся прямее ходить. Еда укоротит дорогу к чуму». «А зверь если?» — не унималась Дулькумо. Бали улыбнулся: «Лесной человек живет с медведем рядом. Тайга без медведя-—чум без жильцов... Встре­ тятся теперь—потом бояться не будут». Бали понимал и разделял опасения Дулькумо, но одновременно знал он и бесполезность поисков, утешительные слова его были убедительны. Но одновременно Бали изображен сы­ ном своего времени, своей среды. Он лучше других понимает, что купцы-по- крутчики обманывают эвенков. И тем не менее, как все, позволяет споить себя и ограбить Он слепо верит в своих богов, утешает людей и в столкновении с куп­ цами не видит иного выхода, кроме по­ корности. Бессилие умного старого Бали перед купцами первым заметил Сауд. Юноша впервые понял, что на его недо­ уменные вопросы он ответа от Бали не получит. Новый, пусть пока незначи­ тельный шаг в развитии народа, найдет свое выражение в Сауде. Его образ то­ же одно из достижений М. Ошарова. 3 В раскрытии идейного содержания романа образ Сауда занимает первосте-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2