Сибирские огни, 1958, № 1

•были потрясены оскорблением богов. А М. Ошаров писал:. «Мне было приятно ■сознавать, что долгие ночные беседы с Бардо не пошли впустую. Я внутренне радовался конфликту...». Правда, и по­ с л е этого с Бардо пришлось говорить, чтоб рассеять его страхи, но зерно зна­ ний посеяно. «Я уехал с Байкита, — пи­ ш ет в заключение М. Ошаров, — и с тех пор не видел молодого бунтаря.*Но по слухам Бардо здоров и по-прежнему вступает с шаманами в поединки. Бардо жив . Стало быть, он прекрасно знает, что все малые и великие духи шаманов бессильны отомстить ему за оскорбле­ ние» . Учить эвенка приходилось многому, в том числе и умению сбывать свою пуш­ нину. «Большой пуд» — рассказ лири­ ческий, с доброй, немного грустной улыбкой. Старый купчишка Дэколок — мы еще встретим его в «Большом арги- :ше» — наговорил эвенку о кооперативе немало дурного. Ну как тут не усом­ ниться в добрых намерениях «потреби­ ловки» — ведь Дэколок много лет счи­ т а л с я его «другом»! Эвенк привык, что :за ним, когда он появляется в деревне с пушниной, ухаживают, дока трезв, уго­ щают, сами забирают его добычу, где бы •он ее ни оставил, наделяют в первую ■очередь пустяшными побрякушками це­ ной по грошу. В кооперативе все по-но­ вому: не угощают, не поят, пушнину просят привезти и сдать по счету, а главное не дают сразу побрякушек, а предлагают сначала взять муку, порох, ■свинец. «Кооператив, — взволнованно пишет М. Ошаров, — должен сам вме­ ш аться в правильное размещение средств каждого кочевого хозяйства, чтобы научить самих эвенков планиро­ вать средства, расходовать их на перво­ очередные товары». Далее — комиче­ ск а я сцена. Эвенк потребовал восемь­ десят пудов муки, ясно не представляя себе, какое это количество Естественно, что ему посоветовали взять меньше: у него просто не хватит оленей, чтоб увез­ ти столько муки. Он же продолжал на­ стаивать на своем и при этом думал: «Тут, видать, Степка правду говорил, что потребилка худая лавка. Путает лю­ дей. Прежде купцы никогда не отказы­ вали в хлебе. Сколько просил — столько давали». Когда же выяснилось, что предлагаемые двадцать пудов значи­ тельно больше «восьмидесяти», которые •охотно давали ему купцы, он сам отка­ з а л с я взять больше. А назавтра, отъез­ жая , эвенк пел песню о «большом пуде» в кооперативе. Любопытная деталь: ра­ ботник кооператива, разговаривая с эвенком, отмечал про себя все упуще­ ния, допускаемые кооперативом в тор­ говле с эвенками. Он, очевидно, не мог поступать иначе. Нужно было учить и учиться самому. Или вот еще характернейший пример. В 1929 году один журналист опублико­ вал в столичном журнале очерк «Краса­ вец Енисей». М. Ошаров, много лет про­ живший на Енисее, не мог пройти мимо ряда нелепостей бойкого на перо журна­ листа. Он написал статью-рецензию, в которой не только высмеял незадачли­ вого очеркиста, но и выступил как чело­ век, кровно заинтересованный в даль­ нейшем культурном и экономическом росте родного ему края. Он страстно го­ ворит о необходимости строительства дороги Дудинка—Норильск, так как убежден, что Норильские горы исключи­ тельно богаты, он требует экспедицион­ ное лечение местного населения заме­ нить стационарным. Он с болью пишет о том, что сваленный на севере лес ис­ пользуется лишь на семь процентов, и о многом другом, что было насущно необ­ ходимым в те дни. М. Ошаров знал тайгу и тундру от Северного Урала до Таймыра и отлич­ но в ней себя чувствовал. «В городе скорее заблудишься, чем в тайге», — говорил он в шутку. Работая в коопера­ тиве, он вскоре завоевал доверие мест­ ного населения своей исключительной честностью, смелостью и отзывчивостью. Во время всесоюзной переписи в 20-х годах северяне предпочитали уклонять­ ся: «Кто знает, зачем переписывают!» Но М. Ошарову они верили, и перепись Он производил беспрепятственно. Им со­ ставлена карта некоторых северных рай­ онов, которая долгое время была един-' ственной: где-то в тайге он открыл зале­ жи бромистого магния. В архиве писа­ теля есть благодарственная телеграмма. Нашел он дневник знаменитого Н. Беги­ чева, от руки снял с него копию и затем отрывки из него опубликовал, справед­ ливо полагая, что этот человеческий до­ кумент весьма ценен. Выносливый и на­ ходчивый, М. Ошаров преодолевал пре­ пятствия, которые не каждому были под силу. Веселый и скромный, настойчивый и трудолюбивый, какой-то очень мягкий и внимательный к людям, — так отзы­ ваются о писателе все, кто хоть сколько- нибудь знал его. Из его многолетних жизненных на­ блюдений, из глубокого изучения поэти­ ческого творчества народов Севера, их быта и обычаев, их условий существова­ ния родился замечательный роман «Большой аргиш». Он не был писателем окончен. Теперь известно, что завершен­ ная им вторая часть романа также по­ гибла, как и его многочисленные записи фольклорных произведений. 2 Роман «Большой аргиш» создавался долго и трудно. Первая часть его завер­ шена в 1933 году, а в 1934 во втором номере журнала «Сибирские огни» был впервые опубликован.. По существу в со­ ветское время это — первое крупное и значительное произведение о малых на­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2